Цифровое пространство
детства: к реализации
стратегических задач в сфере
дошкольного образования
Оксана Алексеевна Скоролупова
Ижевск – Москва, август 2020
Вице-президент Института мобильных образовательных систем,
советник Генерального директора издательства «БИНОМ.
Лаборатория знаний», федеральный эксперт – член Экспертного
совета по дошкольному образованию Государственной Думы
Федерального Собрания РФ
Создание современной и безопасной цифровой
образовательной среды, обеспечивающей высокое
качество и доступность образования всех видов
и уровней
«Внутренние» причины:
особенности развития
современных детей – цифровых
аборигенов
«Внешние» причины:
Мир, в котором мы живем
Государственная политика в
сфере образования
Чтобы удовлетворить
потребности детей в познании с
помощью понятных им
инструментов–технологий
Обеспечить детям
полноценное и радостное
проживание детства
как уникального периода
развития и формирования
личности ребенка
через поддержку естественных
процессов развития,
воспитания и обучения
5
Принципы ФГОС
дошкольного образования
Содержательная
насыщенность –
возможность реализации
содержания всех
образовательных
областей, обеспечения
физической активности
Вариативность –
возможность реализации
разных ООП и разных
режимов работы ДОО
Трансформируемость –
возможность
«перестройки» ЦОС,
перекомпоновки ее
элементов в зависимости
от конкретных условий
Доступность –
функциональная и
содержательная
Полифункциональность –
возможность
использования цифровых
ресурсов для решения
разнообразных
образовательных задач
Безопасность –
использование ЦОР и
образовательных
платформ на
отечественных серверах
Дошкольная организация
Дистанционная форма
Онлайнформат
Очная форма
Офлайнформат
Обязательно
Возможно
Создание развивающей цифровой
образовательной среды, объединяющей
развивающий образовательный контент
и инструменты взаимодействия
участников образовательного процесса
Принципы ФГОС
дошкольного образования
Содержательная
насыщенность –
возможность реализации
содержания всех
образовательных
областей, обеспечения
физической активности
Вариативность –
возможность реализации
разных ООП и разных
режимов работы ДОО
Трансформируемость –
возможность
«перестройки» ЦОС,
перекомпоновки ее
элементов в зависимости
от конкретных условий
Доступность –
функциональная и
содержательная
Полифункциональность –
возможность
использования цифровых
ресурсов для решения
разнообразных
образовательных задач
Безопасность –
использование ЦОР и
образовательных
платформ на
отечественных серверах
Принципы ФГОС дошкольного образования
и положения Профстандарта
Развивающий образовательный контент
Подсистема управления образовательным процессом
Модуль
планирования
образовательной
деятельности
Модуль взаимодействие
между всеми участниками
образовательных
отношений
Модель
смешанного
обучения
Модуль
персонализации и
индивидуализации
Библиотекаобразовательная
курсов (образовательный
контент) –
Цифровая
платформа
4 образовательных курса (для младшей, средней, старшей,
подготовительной к школе группы:
36 тематических недель, 180 развивающих занятий
Инструменты управления образовательным процессом
Матрица назначения заданий –
для педагога)
Видеоконференции
ИОТ – для ребенка
Органайзер – планирование
в электронном виде
Личные сообщения (педагог – педагог, руководитель –
педагог, педагог – родитель)
Личностные качества, черты характера, которые
помогают адаптироваться к стремительным
изменениям окружающей среды
Базовые знания,
умения и навыки,
которые помогают
решать
повседневные
задачи
Компетенции, которые
помогают решать
более сложные задачи,
в том числе в ситуации
неопределенности и
быстрых
технологических
изменений
окружающей среды
11
Личностные качества, черты характера, которые
помогают адаптироваться к стремительным
изменениям окружающей среды
Базовые знания,
умения и навыки,
которые помогают
решать
повседневные
задачи
Компетенции,
которые помогают
решать более
сложные задачи, в
том числе в ситуации
неопределенности и
быстрых
технологических
изменений
окружающей среды
12
Овладение
технологиями
делового общения
в сети и сетевого
этикета
Освоение технологий
онлайн- и офлайнобразования детей
дошкольного
возраста
Создание в ДОО
современной и
безопасной
цифровой
образовательной
среды
Модули управления
образовательным процессом
и взаимодействия
со всеми участниками
образовательного процесса,
в том числе с родителями
Педагоги
дополнительного
образования
Руководитель и
педагоги ДОО
Руководитель и
педагоги начальной
школы
Родители
воспитанников
ДОО
Команда вокруг
группы
(ребенка)
Педагоги
коррекционного
образования
Преподаватели и
студенты учреждений
профессионального
образования
Цифровые технологии
Технологии смешанного обучения
Универсальное решение:
Мобильное электронное образование –
Детский сад
«МЭО – Детский сад»
https://mob-edu.ru
Интерактивная образовательная система «Мобильное
электронное образование – детский сад» («МЭО – детский сад»)
Грядут перемены!
Должность
«Воспитатель»
Должность
«Музыкальный
руководитель»
ТФ «Взаимодействие
с родителями воспитанников
по вопросам их развития»
Должность
«Инструктор по ФИЗО»
Должности
«Методист / Старший
воспитатель»
Новый формат
взаимодействия
воспитателей и
родителей
Новые профессиональные
компетенции воспитателя по
организации образовательного
процесса в цифровой
образовательной среде
или
Личностные качества, черты характера, которые помогают адаптироваться к
стремительным изменениям окружающей среды: эмоциональный и социальный
интеллект, толерантность, гибкость, самостоятельность и ответственность,
открытость, инициативность
Компетенции, которые помогают решать более
сложные задачи, в том числе в ситуации
неопределенности и быстрых технологических
изменений окружающей среды
Базовые знания, умения и
навыки, которые помогают
решать повседневные задачи
Педагогическая
грамотность
Функциональная
грамотность (знание и
использование в работе
педагогических
технологий, методов и
приемов работы с
детьми)
Информационная
грамотность
Цифровая грамотность
Методическая
грамотность
Критическое мышление
Креативное мышление
Профессиональная коммуникация (навыки
сотрудничества и работы в команде,
совместного принятия решений и
выполнения обещаний, конструктивный
подход)
Управленческая культура (планирование и
организация педагогического процесса,
анализ и самоанализ педагогической
деятельности, контроль и самоконтроль,
коррекция педагогических воздействий)
Взаимодействие с семьями воспитанников
Создание современной и безопасной цифровой
образовательной среды, обеспечивающей высокое
качество и доступность образования всех видов
и уровней
2. Хорошо
отработанная
система
взаимодействия
с семьями
воспитанников
3. Развитие профессиональных компетенций педагогов в части
освоения технологий смешанного обучения и электронного
обучения
4. Возможность обогатить образовательный процесс
деятельностью детей в естественной для них цифровой
образовательной среде
5. Возможность на
практике
реализовать один
из базовых
принципов ФГОС
дошкольного
образования –
персонализации
образования и
осуществления
индивидуального
подхода
Сайт методического сопровождения:
https://metod.mob-edu.ru
https://metod.mob-edu.ru/meodlya-roditelej-i-vospitatelejdoshkolnyx-uchrezhdenij/
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
oskorolupova@gmail.com
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)