1 Содержание: I. Целевой раздел программы Пояснительная записка. Цели и задачи деятельности образовательного процесса. 2.1 Общие задачи хореографического воспитания дошкольников 4-5 лет 2.2 Общие задачи хореографического воспитания дошкольников 5-6 лет 2.3 Общие задачи хореографического воспитания дошкольников 6-7 лет 3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей 3.1 Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет 3.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-7 лет 4. Формы обучения, используемые в образовательной деятельности 5. Структура занятия 6. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы: 6.1 Прогнозируемые результаты работы с детьми 4-5лет. 6.2 Прогнозируемые результаты работы с детьми 6-7лет II. Содержательный раздел программы 1. Содержание педагогической работы по освоению образовательных областей 2. Содержание хореографической работы 3. Структура занятий включает в себя три основные части: III. Организационный раздел. 1. Занятия хореографией делятся на несколько видов. 2. Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий: 3. Требования к музыкальному сопровождению на занятиях хореографией 4. Использование Информационно – Коммуникационных Технологий 5. Мониторинг образовательного процесса 6. Взаимодействие хореографа с родителями 7. Организация развивающей предметно – пространственной среды Используемая литература. 1. 2. I.Целевой раздел программы 1. Пояснительная записка. 2 Данная учебная программа по хореографии основана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Актуальность данной программы определяется социальным заказом современного общества на личность, обладающую определенным уровнем художественно-эстетического воспитания, а также потребностью в разработке методических рекомендаций по преподаванию хореографии детям дошкольного возраста. Дошкольный период общепризнан, как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и всесторонней любознательности. Изучение детьми хореографии, вводит их в мир волнующих перевоплощений, радостных переживаний, открывает путь эстетического восприятия и освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Занятия хореографией способны оказать разностороннее комплексное влияние на развитие ребёнка и формирование его как эстетически и духовно развитой личности. Оказывая активное влияние на развитие эмоционально-образной сферы мышления, постоянно побуждая к творчеству, давая примеры нравственного поведения, тренируя волю и тело, хореография может дать детям то, чего не хватает в современном процессе обучения и воспитании детей - попытаться уравновесить, гармонизировать, интеллектуальное развитие ребёнка с физическим, нравственным, духовным и эмоциональным. В основе этой программы лежит обучение музыкально – ритмическим движениям простыми, но вместе с тем разнообразными способами (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и т.д.), использование креативных методик (игропластика) и инновационных направлений (пальчиковая гимнастика, самомассаж). Данная программа составлена на 2020 учебный год и разработана в соответствии: 1. с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) – приказ Минобрнауки Р.Ф. № 1155 от 17. 10 2013г. 2. Законом Российской Федерации «Об образовании»; Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций № 26 от 15. 05. 2013г., 3. основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад комбинированного вида № 554 Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских, эстрадных ,народных, народно – стилизованных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации. Работа по данной программе формирует у дошкольников навыки танцевальной техники, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей. 2. Цели и задачи деятельности образовательного процесса. Цель – данной программы – физическое развитие, развитие эмоциональной сферы, эстетических и нравственных понятий через приобщение детей к искусству хореографии. 3 Задачи: 1. Развивающие задачи: - укреплять опорно – мышечный аппарат, формировать правильную осанку; - развивать двигательную и музыкально – ритмическую координацию; - развивать внимание, слуховую, зрительную, двигательную память; - развивать эмоциональное восприятие, эмоциональную отзывчивость, фантазию. 2. Обучающие задачи: - осваивать простейшие танцевальные движения; - осваивать комбинации, рисунки, перестроения, хореографические композиции на базе проученных движений; - приобретать навык эмоционального и образного исполнения хореографических композиций (танцев). 3. Воспитательные задачи: - формировать художественный вкус; - воспитывать понятие эстетики отношений в паре (мальчик - девочка); - воспитывать трудолюбие, упорство, настойчивость, умение добиваться поставленной цели; - формировать интерес к хореографическому искусству; - воспитывать патриотические чувства, знакомить с элементами различных национальных культур. В основу данной программы положен богатейший опыт великих мастеров танца, теоретиков, педагогов – практиков – А.Я.Ваганова, Т.А.Устиновой, Т.С.Ткаченко и др. Программа рассчитана на 1 год обучения и рекомендуется для занятий детей с 4 до 7 лет. Занятия проводятся: в младшей группе – 2 раза в неделю в старшей группе – 2 раза в неделю подготовительной группе - 2 раза в неделю. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (октябрь), итоговая (май). Один раз в год в декабре проводиться – открытое занятие. 4 Один раз в год в мае проводиться отчетный концерт. В течении года, дети принимают активное участие в районных, городских, региональных и всероссийских хореографических конкурсах для детских садов (Бэби группы). 2.1 Общие задачи хореографического воспитания дошкольников 4-5 лет Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни. Развивать способность воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание. Развивать музыкальную память. Развивать ловкость, точность, координацию движений. Формировать правильную осанку, красивую походку. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений. Развивать эмоциональную сферу. 2.2 Общие задачи хореографического воспитания дошкольников 5-6 лет Развивать восприятие музыки, музыкальную память; способность чувствовать характер и содержание музыкального произведения. Обучать постановке корпуса, ног, рук, головы в процессе изучения движений на середине зала. Развивать выворотность в ногах. Познакомить с основными терминами и понятиями (формирование знаний о графическом рисунке танца, движении по линии, против линии танца, геометрической точности рисунка, роли центра и интервалов). Познакомить с элементами партерного комплекса упражнений, танцевальными элементами. Формировать пластическую выразительность и танцевальность. Научить простейшие танцевальные элементы соединять в танцевальные комбинации, затем в композиции и в танцевальные этюды. Познакомить с элементами народно-сценического, основами классического танца. Развивать эмоциональную сферу: эмоционально-образное восприятие, способность выражать эмоции в движениях 2.3 Общие задачи хореографического воспитания дошкольников 6-7 лет Развивать восприятие музыки, музыкальную память; способность чувствовать характер и содержание музыкального произведения. Обучать постановке корпуса, ног, рук, головы в процессе изучения движений на середине зала: Изучение позиций рук и ног. Развитие выворотности в ногах. Познакомить с основными терминами и понятиями (формирование знаний о графическом рисунке танца, движении по линии, против линии танца, геометрической точности рисунка, роли центра и интервалов). 5 Познакомить с элементами партерного комплекса упражнений, танцевальными элементами. Формировать пластическую выразительность и танцевальность. Научить простейшие танцевальные элементы соединять в танцевальные комбинации, затем в композиции и в танцевальные этюды. Познакомить с элементами народно-сценического, основами классического танца. Ознакомить с элементами парного взаимодействия. Развивать эмоциональную сферу: эмоционально-образное восприятие, способность выражать эмоции в движениях сферу: эмоционально-образное восприятие, способность выражать эмоции в движениях. 3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей 3.1 Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки установить свои правила в своем близком окружении. Ребенок начинает понимать чувства других людей и сопереживать. Начинают формироваться основные этические понятия, которые ребенок воспринимает не через то, что ему говорят взрослые, а исходя из того, как они поступают. Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтаний, где он получает возможность стать главным героем, добиться недостающего признания и т.п. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи. Интерес к ровесникам. От внутри семейных отношений ребенок переходит к более широким отношениям со сверстниками. Совместные игры становятся сложнее с сюжетно – ролевым наполнением. Все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Активная любознательность заставляет детей задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить и обсуждать различные вопросы. Их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. 3.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-7 лет Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам. Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. 6 4. Формы обучения, используемые в образовательной деятельности По составу участников: фронтальные; групповые; индивидуальные. По способу организации учебно-воспитательной деятельности: учебное занятие; репетиционная деятельность; концертная деятельность; работа с родителями; досуговые. 5. Структура занятия состоит из трех частей: 1часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 5 мин 2часть включает задания с большой двигательной активностью, портер, танцевальные стихи, музыкальные игры, разучивание новых движений. По длительности – 15 мин 3часть включает творческие задания, танцевальные мини – этюды, отработка поставленных танцевальных номеров, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 10 минут. Первые несколько занятий посвящаются знакомству педагога с детьми; проведению экспресс - диагностики с целью выявления уровня развития детей, их способностей и возможностей. 6. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы: 1. Уметь двигаться в соответствии с характером музыки. 2. Согласовывать движения с эмоциональным содержанием музыки. 3. Уметь реагировать на начало и окончание музыки. 4. Переходить от одного движения к другому. 5. Самостоятельно ориентироваться в пространстве. 6. Передавать хлопками динамический и ритмический рисунок музыки. 7. Уметь изменять движения с изменением характера музыки. 8. Уметь создавать музыкально – двигательный образ. 9. Исполнять плясовые движения, действовать с воображаемыми предметами. 7 10.Выполнять движения с предметами. 11.Уметь выполнять пространственные задания по замыслу. 12. Уметь видоизменять одно и тоже движение в зависимости от характера музыки. 13. Уметь изменять направление движения в соответствии с характером музыки. 14. Уметь двигаться по показу педагога – хореографа и самостоятельно выполнять комплекс разученных движений. 15. Уметь демонстрировать свои умения и навыки на публике , будь то открытое занятие, мероприятие, концерт или конкурс. 6.1 Прогнозируемые результаты работы с детьми 4-5лет. Дети должны знать: Понятия и термины простейших движений (поклон, приседание, подскоки, повороты и т.д.); Правила исполнения движений (красивая, ровная осанка, легкость, музыкальность); Понятие о пространстве зала (где зрители, центр зала, линии танца; самостоятельно находить свободное место в зале). Дети должны уметь: Соблюдать позиции ног (I, II, VI невыворотные позиции); Различать музыкальный размер, темп; Воспринимать задания и замечания педагога; Запоминать последовательность движений в композиции; Запоминать последовательность танцевальных движений. 6.2 Прогнозируемые результаты работы с детьми 5-6лет Дети должны знать: Понятия и термины программных движений; Правила исполнения движений; Понятия о пространстве зала (точки зала - по методике А.Я.Вагановой); Правила ориентации в пространстве: построение квадрата, круга, диагонали в зале. Дети должны уметь: Соблюдать позиции ног (I, II, III), направление ног (вперед, в сторону, назад); Различать музыкальный размер, темп; Ориентироваться в пространстве зала (знать точки зала); Воспринимать задания и замечания педагога; Запоминать последовательность танцевальных движений в композиции; Различать размер, темп, соблюдать целостность музыкальной фразы; 8 Согласовывать одновременно работу всех частей тела - корпуса, ног, рук, головы; Распределять и переключать свое внимание между замечаниями педагога с собственными движениями, музыкальным сопровождением. Держаться на публике. 6.3 Прогнозируемые результаты работы с детьми 6-7лет Дети должны знать: Понятия и термины программных движений; Правила исполнения движений; Понятия о пространстве зала (точки зала - по методике А.Я.Вагановой); Правила ориентации в пространстве: построение квадрата, круга, диагонали в зале. Дети должны уметь: Соблюдать позиции ног (I, II, III), направление ног (вперед, в сторону, назад); Соблюдать позиции рук (подготовительная, первая, вторая, третья.) Различать музыкальный размер, темп, характер музыкального произведения. Ориентироваться в пространстве зала (знать точки зала); Воспринимать задания и замечания педагога; Запоминать последовательность танцевальных движений в композиции; Различать размер, темп, соблюдать целостность музыкальной фразы; Согласовывать одновременно работу всех частей тела - корпуса, ног, рук, головы; Распределять и переключать свое внимание между замечаниями педагога с собственными движениями, музыкальным сопровождением. Согласованно исполнять движения в паре с партнером. Артистично и эмоционально исполнять танцевальные движения. Держаться на публике. 7. Содержательный раздел программы 1. Содержание педагогической работы по освоению образовательных областей Вводное занятие. На данном занятии дети узнают, что такое танец. Узнают о том, как зародился танец, какие бывают танцы, в чем их отличие. Знакомятся с тем, что необходимо для занятий танцем (танцевальная форма, обувь). Чем дети будут заниматься на протяжении учебного года. Ритмическая разминка. 9 Данный раздел поможет детям подготовиться к началу занятия, разовьет у ребенка чувство ритма, умение двигаться под музыку. Послужит основой для освоения детьми различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по данной программе. Партерная гимнастика. Партерная гимнастика или партерный экзерсис. Экзерсис в хореографии является фундаментом танца. П.э.- это упражнения на полу, которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп. Упражнения на ориентировку в пространстве. Данная тема позволит детям познакомиться с элементарными перестроениями и построениями (такими как: круг, колонна, линия, диагональ, полукруг и др.), научит детей четко ориентироваться в танцевальном зале и находить свое место. В дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических этюдах сменять один рисунок на другой. Народный и народный стилизованный танец. В данном разделе дети будут знакомиться с элементами народного и народно стилизованного танца: позициями и положениями рук и ног, с различными танцевальными движениями, познакомятся с танцевальными перестроениями. После освоения комплекса различных движений дети будут знакомиться с танцевальными комбинациями, построенными на данных движениях. А из этих комбинаций в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды. Классический танец. Классический танец – основа всей хореографии. Он поможет детям познать свое тело, научиться грамотно, владеть руками и ногами, исполняя тот или иной танцевальный элемент. На занятиях классическим танцем, дети познакомятся с основными позициями рук и ног, различными классическими, познакомятся с квадратом А.Я.Вагановой. 2. Содержание хореографической работы Содержание образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, хореографического, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, танца, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; 10 реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, танцевальной и др.) Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, хореографическому, к архитектуре)через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства. Музыкально-художественная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Музыкально-хореографические занятия в организации образовательного процесса Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-хореографические занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретической дисциплиной: беседы о хореографическом искусстве, о дыхании в хореографии, об актёрском мастерстве и о танцевальных жанрах. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми проводятся беседы — диалоги, обсуждения, рассказы, беседы, объяснения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях. 3. Структура занятий включает в себя три основные части: 1. Подготовительная 11 Организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния; умеренное разогревание организма Строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки; короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др. Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия. Ритмика, элементы музыкальной грамоты Связь музыки и движения. Понятие «мелодия». Характер мелодии: веселая, грустная, торжественная. Зависимость движения от характера мелодии. Темп музыки. Ускорение и замедление. Музыкальное вступление. Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Ритм музыки. Характеристика музыкальных образов. Подбор выразительных движений для создания образа. Самостоятельное использование музыкально-двигательной деятельности в импровизациях. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Упражнения, развивающие музыкальные чувство: Марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов). Шаг на полупальцах с высоким подъемом колена. Бег на полупальцах, с высоким подъемом колена вперед Подскоки. Голоп Ритмические рисунки – хлопки 2. Основная часть Развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение, и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций Упражнения на силу, растягивание и расслабление; хореографические упражнения; элементы современного ритмического танца; танцевальные композиции; постановочная работа. 12 На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала. Развивающие музыкальные игры и стихи: 1. «По кругу, мы шагаем» - муз. Игра 3-4 года 2. «Надувайся пузырь» - танцевальные стихи 3-4 года 3. «Гном» - танцевальные стихи 3-4 года 4. «Бу – ра – ти – но» - танцевальные стихи 3-4 года 5. «Снеговик» - муз. Игра 3-4 года 6. «У жирафа» - муз. Игра 3-4 года 7. «Самолет» - муз. Игра 5-6 лет 8. «Зарядка» - муз. Игра «Кукутики» 5-6, 6-7 лет 9. «Поход» - муз. Игра 5-6,6-7 лет 10. «Чу-чу-а» - муз игра 5-6,6-7 лет Портерная гимнастика ( от 3 до 7 лет): Сидя: 1. Клювик – утюжок 2. Солнышко 3. Складочка – книжка 4. Паровозик 5. Бабочка 6. Телефончик 7. Мишка Лежа на спине: 1.Велосипед 2.Ножницы 3.Березка Лежа на животе: 1.Русалочка 2.Лягушка 3.Лодочка 4.Корзиночка Стоя на четвереньках: 1.Кошечка Растяжка: 1.Кукла 13 2.В гости к бабушке и дедушке 3.Гномик 3. Заключительная часть Изучение и отработка танцевальных мини – этюдов. Постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов. Спокойные танцевальные шаги и движения; упражнения на расслабление; плавные движения руками; знакомые танцы, исполнение которых доставляет детям радость. На эту часть отводится 5-10% общего времени. Проводится краткий анализ достигнутых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у детей чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться Советы по поводу недостаточно освоенных движений помогает сосредоточить на них внимание на следующем занятии. Танцевальные этюды 1. «Цыплята» 3-4 года 2. «Пузатый чайник» 3-4 года 3. «Малышки коротышки» 5-6 лет 4. «Оладушки для бабушки» 5-6 лет 5. «Смайлики» 5-6 лет 6. «Цветы» 5-6 лет 7. «Клоуны» 6-7 лет 8. «Варенька» 6-7 лет 9. «Идет солдат по городу» 6-7 лет 10. «Марусечка» 6-7 лет 11. «Принцессы» 6-7 лет 14 1. 2. 3. 4. 5. III. Организационный раздел. 1. Занятия хореографией делятся на несколько видов. Основная часть занятия изменяется в зависимости от методов решения поставленных задач. Обучающие занятия. На обучающих занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений, танцевального па в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. Закрепляющие занятия. Предлагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. Затем идет повтор движения каждым ребенком, по очереди (диагональ), начинают дети, выполняющие движения правильно. Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные композиции. Постановочные занятия. На занятии разучивается рисунок танца, дети учатся эмоционально передавать характер танца. Импровизационные занятия. На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа. Для всех видов занятий обязательными являются вышеперечисленные структурные части занятия. На занятиях по хореографии ни одно движение не выполняется как механический разогрев мышц. Занятия проводятся в игровой форме. Давая тематическое название занятиям, мы предусматриваем определенный сюжет, но в ходе занятия педагог импровизирует сам и предоставляет возможность импровизировать детям. Особенностью программы является синтез всех видов деятельности, как строевые упражнения, подвижные игры, гимнастические упражнения, танцы, дыхательные упражнения, релаксация. Это позволяет детям дошкольного возраста в наиболее доступной, яркой, эмоциональной форме получить первые эстетические впечатления, помогающие формировать личность ребенка. Подготовка детей к занятиям, поэтапное разучивание движений, чёткий показ руководителя с согласованными комментариями, учёт принципов систематичности и последовательности, помогают детям лучше научиться ориентироваться в окружающем пространстве, повышается естественная активность, движения становятся более точными, динамичными. Постановка: 15 знакомство с музыкальным материалом постановки; изучение танцевальных движений; соединение движений в танцевальные композиции; разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах. Репетиция: отработка элементов; работа над музыкальностью; развитие пластичности; синхронность в исполнении; работа над техникой танца; отработка четкости и чистоты в рисунках, построений и перестроений; выразительность и эмоциональность исполнения. 2. Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий: Коллективно-порядковые навыки и умения: строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно, под музыку; приветствовать педагога; занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, не сутулиться, без лишнего напряжения в коленях и плечах); равняться в шеренге, в колонне; ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу; выполнять навыки основных движений ходьбы «торжественная», «спокойная», «таинственная»; выполнять бег: легкий и стремительный; ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линий; ориентироваться в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, их круга. Музыкально-ритмические навыки и умения: упражнять в умении самостоятельно различать темповые изменения в музыке, отвечать на них движением; передавать в хлопках более сложный ритмический рисунок, чем в начале года; передавать в движениях смену частей музыкального произведения, чередования музыкальных фраз; самостоятельно начинать движения после вступления; менять движения со сменой частей, музыкальных фраз; выразительно, ритмично передавать движения с предметами (ложки, палочки), согласовывая их с характером музыки. Навыки и умения выразительного движения: 16 творчески использовать знакомые движения в свободных плясках, импровизациях, играх; бегать с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка; двигаться в парах по кругу, сохраняя расстояние между парами; бегать на полупальцах; внимательно слушать танцевальную мелодию, чувствовать ее характер, выражать свои чувства словами, рисунками, движением; узнавать плясовые движения по мелодии; выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения; выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах, мальчики – присядки (русские), хлопушки; ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять навыки движения из круга врассыпную и обратно, подскоки; выполнять элементы классического и народно-сценического урока; выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками, шляпами, цветами и тд.); инсценировать хороводы; приветствовать педагога и друг друга («Поклон – приветствие»). Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки детей на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин. Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков. Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев. 3. Требования к музыкальному сопровождению на занятиях хореографией Основное положительное влияние музыки проявляется в улучшении двигательной реакции. Также музыка активизирует волевые усилия, вызывает эмоциональные переживания и стремление к творчеству. Она должна быть ритмичной, жизнерадостной, побуждать к движениям. Как показывают исследования, мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды, положительно влияют на работу мышц. И, наоборот, когда музыка раздражает - пульс учащается, сила сердечных сокращений становится слабее и работа мышц снижается. Танец в сочетании с игрой помогает переработать напряжение чувств, а музыка способствует выражению радости и легкости исполнения движений. Мы хорошо знаем, что именно музыкальные игры пользуются у детей большой любовью, вызывают у них веселое настроение, 17 укрепляют жизненный тонус. Дети «вживаются» в разнотипные образы, проявляя своеобразный индивидуальный артистизм. Такая работа педагога с ребенком несет в себе ценностно-познавательный смысл, необходимый для личностного и общественного развития детей. Такое включение ребенка в активную хореографическую деятельность позволяет ему приобретать жизненный практический опыт. Музыкальное сопровождение на занятиях хореографией должно быть непрерывным, ритмичным и состоять из популярных мелодий. С занятий дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий: правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением; художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом. Для того, чтобы дети умели соотносить музыкальную композицию со своими движениями, их необходимо познакомить с простейшими музыкальными понятиями: Музыкальный квадрат; Ритм и темп музыки; Начало музыкальной фразы. Ритм – временная организация музыкальных звуком, основанная на чередовании слабых и сильных ударений. Благодаря музыкальным средствам, ритм отмечается акцентами. В инструментальной музыке количество акцентов выделяют с помощью ударных инструментов. Подсчитав количество акцентированных звуков за единицу времени, можно определить темп, от которого зависти скорость выполнения упражнений. С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить простые правила: Музыка – хозяйка на занятиях, без неё не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе; Музыку надо «беречь», во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться; Музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания. На каждом занятии проходятся все разделы программы – слушание музыки, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества. Умение понимать музыку – неотъемлемая часть общей культуры, к которой нужно приобщаться с юных лет. Большое значение имеет настрой перед занятием и сразу после него. Музыка помогает быстрее включиться в предстоящую работу, а также выйти из нее. Для занятий музыкальное сопровождение следует подбирать в зависимости от возраста занимающихся, их подготовленности, интересов, этапа обучения, структуры урока, решаемых задач и т.д. Музыкальные программы желательно постоянно обновлять, использовать различные музыкальные произведения. Знакомить детей с музыкальными понятиями, развивать музыкальный слух целесообразно в игровой деятельности и на музыкальных занятиях. 4. Использование Информационно – Коммуникационных Технологий 18 Актуальность использования ИКТ на занятиях продиктована самим временем. Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми. Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами. При подготовке и проведении занятий, широко используются средства ИКТ в соответствии с ФГОС ДО (знакомство детей с танцами народов мира; осуществляется просмотр в записи выполненных упражнений и анализ; просмотр новых упражнений и техники их выполнения). 5. Мониторинг образовательного процесса Педагогическая диагностика-оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий, лежащих в основе их дальнейшего планирования. Проводится педагогическим работником. Диагностика основывается на документе о Федеральном законе, об образовании, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. Диагностика должна обеспечить комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы. Периодичность диагностики 2 раза в год обеспечивает возможность оценки динамики. Цель первичной диагностики - выявить исходный уровень развития; (октябрь). Цель итоговой диагностики - оценить степень решения сотрудниками ДОУ поставленных задач (май). Цель мониторинга хореографического развития детей: подтверждение эффективности педагогических воздействий с учётом современных требований организации хореографического воспитания. внутренняя и внешняя коррекция хореографической деятельности детей, её содержания и отношения к ней дошкольников. В конце каждого периода обучения (учебного года), на протяжении контрольно-учетных занятий проводится мониторинг степени освоения детьми основ хореографии по следующим показателям: Чувство ритма. Координация движений Музыкально - ритмическая координация (старший возраст). Артистичность. Двигательная память. Импровизация (в подготовительной группе). Выразительность движений (в подготовительной группе). Физические данные. 19 Для выявления степени сформированности каждого показателя применяется несколько заданий, игровых упражнений. Используемые музыкальный материал и задания должны соответствовать возрастным особенностям детей и требованиям основной образовательной программы дошкольного образования. Оценка проявлений детей производится по каждому показателю и осуществляется по 3-бальной системе (высокий уровень - 3 балла, средний - 2 балла, низкий - 1 балл). Выявление уровня анатомо-физиологических способностей детей проводится по усмотрению педагога для отслеживания эффективности работы. Диагностика анатомо-физиологических способностей не подразумевает четкого деления на уровни развития, высокий, средний, низкий, педагог только определяет, справился ребенок с заданием или нет. Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются: ▪ конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца; ▪ праздничные выступления; ▪ фольклорные праздники («Масленица» и т.д.); ▪ развлечения и досуги ▪ отчётные концерты; ▪ участие в смотрах, конкурсах; Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная организация образовательной работы по хореографии в детском саду является необходимым фактором воспитательных возможностей в общей системе образования, обладает огромными возможностями для эстетического совершенствования ребенка, его гармоничного духовного и физического развития. Хореография – это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля, ритма жизни, развития его творчества. 6. Взаимодействие хореографа с родителями Модель внутреннего взаимодействия хореографа: Хореограф – ребенок – воспитатель - Семья Хореограф – Ребёнок – инструктор по физической культуре – воспитатель – семья Хореограф – Ребенок – музыкальный руководитель – воспитатель - семья Формы работы с родителями традиционные - нетрадиционные 20 К традиционным формам работы мы можем отнести: коллективные (родительские собрания, открытое занятие, концерты, конкурсы и др.); индивидуальные (беседы, консультации); наглядно-информационные (видеофрагменты, фотографии, стенды и др.). Нетрадиционные формы построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, к написанию сценариев, участвуют в конкурсах. Схема классификации нетрадиционных форм: информационно-аналитические (выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности), досуговые (совместные досуги, праздники, родителей и детей в выставках), познавательные (семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, наглядно-информационные (информационно-ознакомительные; информационно-просветительские - ознакомление родителей с работой хореографа. Формы проведения - информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек. 7. Организация развивающей предметно – пространственной среды Оборудование, используемое при проведении занятий: музыкальный центр видеозаписи диапроектор, экран. Гимнастические коврики Танцевальные атрибуты Техническое обеспечение: - просторное помещение для занятий; - музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор; - CD , DVD, флэш - карты - реквизит к танцевальным постановкам. 21 Используемая литература 1. Программа по хореографии «Хореографическая мозаика» Танцевальная мозаика /хореография в детском саду/ С.Л. Слуцкая. – М.: Линка-Пресс,2006; 2. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду, Москва, 1985. 3. Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста, СПб, 1997, «Ритмическая мозаика». 4. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. Москва, Просвещение, 1991 5. Костровицкая В. Сто уроков классического танца, СПб. 1999. 6. Урунтаева Г. Дошкольная психология, Москва, 1996 . 7. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду, Москва, 1985. 8. «Ритмика длядетей: учебно-методическое пособие, Москва, Владос, 2008) 9. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие, СПб, Детство-пресс, 2001. 10. Барышникова Т. Азбука хореографии, Москва: Айрис Пресс, 1999. 11. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006.. 12. Калинина О.Н. Планета танца. – Харьков «Факт», 2016. 13. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. 22 14. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. 23