программа Умка

Пояснительная записка.
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он – засушенный цветок.
В. Сухомлинский

Дошкольное детство – период бурного развития воображения,
фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 4 – 7 лет
потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на
дошкольном

этапе

развития

личности

определить

способность

и

талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать
неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального
творчества.
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности
детей,

прежде

всего

музыкальные.

Дошкольное

детство

создает

благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все
многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует. Это
создает возможность для проявления специальных способностей, в том числе
музыкальных. Высшим проявлением способностей является ТАЛАНТ.
Возможность выразить свои чувства в песне и танце, внимательно слушая
музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному,
физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического
необходимо для развития личности ребенка. Пение способствует развитию
речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому
произношению отдельных звуков и слогов, оно объединяет детей общим
настроением, они приучаются к совместным действиям.
В результате мониторинга музыкальных способностей у воспитанников
ДОУ было отмечено, что у детей не достаточно сформирована музыкальная
культура, дети замкнуты, двигательная и вокальная активность слабая.
Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной

программы, которая поможет в работе с детьми, для развития вокальнотворческих способностей.
Данная программа поможет сформировать у дошкольников навыки
вокальной техники, а также нравственно-волевые качества личности:
настойчивость в достижении результата, выдержку, умение действовать в
коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического
и психологического здоровья детей.
Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ
вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе примерной общеобразовательной
программы дошкольного образования

«От рождения до школы» под

редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, программы
«Ладушки», И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, методического пособия
«Вокально-хоровая работа в детском саду» М. Ю. Картушиной.
Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет.
На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У
них окреп голос, увеличивается диапазон (ре-си), дыхание стало более
организованным, хотя все еще довольно поверхностное.
У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и
точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во
время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей
слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать
по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже
квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление
к песне, петь после вступления вместе со взрослым; начинают петь
согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при
поддержке голоса взрослого).

Возрастные особенности слуха и голоса детей 5 - 6 лет
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт.
Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов
высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на
формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности.
Однако

голосовой

аппарат

по-прежнему

отличается

хрупкостью,

ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты.
Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной
(низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у
детей 6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать
форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое,
несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до 2 . Низкие звуки звучат более
протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной
тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки
(ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы
звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности слуха и голоса детей 5 - 6 лет
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт.
Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов
высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на
формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности.
Однако

голосовой

аппарат

по-прежнему

отличается

хрупкостью,

ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты.
Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной
(низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у
детей 6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать
форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое,
несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до 2 . Низкие звуки звучат более
протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной
тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки
(ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы
звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности слуха и голоса детей 6-7 лет
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно
высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение
и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность
активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время
обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно
становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить
характер

музыки,

направление

изменение

движения

динамики,

мелодии,

смену

поступенное

темпов
и

в

пении,

скачкообразное

понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и
длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально –
слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не
только психические, но и физические особенности развития ребенка.
Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое
звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому
форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр
голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить
детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом
случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе
появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У
детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более
глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более

длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до –
ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Дополнительная программа соответствует требованиям:
- Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Типового положения об образовательном учреждении дополнительного
образования детей;
- Конвенции о правах ребенка;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях.
Состав вокально-хоровой студии «Умка» формируется с учётом
желания детей и результатов диагностики их вокальных навыков. Возраст
детей, посещающих кружок - 4-7 лет. В состав студии входят три вокальных
ансамбля: «Бусинки» (младшая возрастная группа – 4-5 лет), «Солнышко»
(средняя возрастная группа - 5-6 лет), «Радуга» (старшая возрастная группа –
6-7 лет). Наполняемость группы на занятиях - 8-10 детей.
Работа вокально-хорового кружка строится на единых принципах и
обеспечивает целостность педагогического процесса.
проводятся

в

соответствии

с

рекомендуемыми

Занятия

студии

продолжительностью

режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной
нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.2660-10.
Актуальность предлагаемой
заключается

в

образовательной

художественно-эстетическом

развитии

программы
обучающихся,

приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, развитии у
детей вокальных способностей.
Цель данной программы:

–

формирование

эстетической

культуры

дошкольника;

развитие

эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого
дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
- Формирование интереса к вокальному искусству.
- Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно
расширяя диапазон.
- Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
- Развитие умений различать звуки по высоте;
-

Развитие

чистоты

певческого

интонирования,

четкой

дикции,

правильного

дыхания, артикуляции.

- Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
- Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию
естественным голосом, без напряжения),
- Совершенствование вокально-хоровых навыков
- Формирование красивой осанки, правильной походки
- Совершенствование чувства ритма, музыкальности
- Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры
поведения

во

время

занятий,

культурно-досуговой

и

концертной

деятельности.
Структура программы:
Программа рассчитана на три года.

На занятии имеет место как

коллективная, так и индивидуальная работа. Занятия в вокальных ансамблях
проводится 2 раза в неделю, в музыкальном зале. Продолжительность
занятий соответствует возрастным нормам детей.

Ансамбль

Продолжительность

Количество в неделю

Количество
в год

«Бусинки»

20 мин.

2

72

«Солнышко»

25 мин.

2

72

«Радуга»

30 мин.

2

72

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие
в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.
Основные направления обучения детей пению:
1.Певческая установка и дыхание.
Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении
сидя и стоя. Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными
фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова.
2. Звуковедение, дикция.
Четкое, ясное произношение слов в соответствии с характером
сочинений, короткое и одновременное произношение согласных в конце
слов. Использование дикционных упражнений, скороговорок.
3. Вокальные упражнения - распевания.
Систематическое

использование

маленьких

попевок

помогают

педагогу выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения,
расширить диапазон. Очень важно, чтобы упражнения были доступны детям,
имели интенсивное содержание или игровой момент, ведь именно интерес
помогает учащимся осознать выразительные особенности музыкального
произведения.
4. Строй и ансамбль.
Научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом
отношении. Достижению чистоты интонирования поможет пение по
музыкальным фразам цепочкой. Этот прием даёт возможность в короткое

время проверить уровень музыкального и певческого развития большого
количества детей, выявить, кто поёт правильно, а кто нет. Этот прием
помогает активизировать работу детей, следить за пением друг друга,
вовремя продолжить песню, точно интонируя. Одна из основных задач - петь
активно и индивидуально, с сопровождением и без него. Первоначальные
навыки пения a capella должны быть сформированы на маленьких несложных
попевках и песнях. Исполнение a capella способствует формированию у
детей ладового слуха, точного интонирования.
5. Формирование исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Воспитание навыков
понимания дирижерского жеста (указания дирижера: внимание, дыхание,
начало, окончание пения), понимание требований, касающихся агогических и
динамических изменений.
6.Работа над исполнением хорового произведения.
Музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ
произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному
восприятию песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического
вкуса. Перед разучиванием следует провести краткую беседу. Это поможет
ребенку

осознать

содержание,

вызвать

определенное

отношение

к

произведению, соответствующее настроение.
Формы реализации задач вокально – хоровой студии
- коллективное занятие;
- индивидуальная работа;
- концертные выступления не реже 1 раза в квартал;
- просветительская деятельность;
- участие в творческих конкурсах;
Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению
одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и

искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает
духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение,
мышление и речь.
Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков,
приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню
музыкального развития детей каждой возрастной группы.
В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания,
чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому,
незнакомому.
В процессе обучения пению главную роль играет так называемая
звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых
соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют
и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это
образец исполнения песни педагогом.
Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью
детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное
значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие
разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и
художественное исполнение песни.
Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их
систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети
долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям,
надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление
песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а
сознательным его воспроизведением.
Приемы обучения пению
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального
руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется
не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2.

Игровые

приемы. Использование

игрушек,

картин,

образных

упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают
активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания,
полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на
вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от
того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
4.

Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от

возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку
осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей,
вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
Средства, необходимые для реализации программы:
1. Технические средства: музыкальный центр, фотоаппарат, видеопроектор,
видеокамера, микрофоны.
2. Информационные

средства:

книги,

аудиозаписи,

нотный

дидактический материал.
3. Музыкальные инструменты.
4. Сценические костюмы.
Формы и методы реализации программы:
1. Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Распевание;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Дыхательная звуковая гимнастика;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Музыкально-дидактические игры и упражнения.

материал,

Для успешной реализации программы предполагается: беседы о музыке,
танце различного содержания, слушание музыки танцевального характера,
экскурсии,

посещение

концертов,

просмотр

видеозаписей

детских

праздников и концертов, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.
Программа

является

вариативной,

комплексной,

т.

е.

при

возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм
образовательной деятельности и времени прохождения материала.
Структура занятия.
1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо
предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях.
Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном
диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для
этого отводится не менее 10минут. Время распевания может быть увеличено,
но

не

уменьшено.

Задачей

предварительных

упражнений

является

подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению
вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед
началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и
конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима
пауза в 1- 2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского
мастерства,

разучивание

песенного

репертуара,

отработку отдельных

сложных эпизодов песен. Работа над чистотой интонирования, правильной
дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют
песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся.
Работа над выразительным артистичным исполнением, умением вести себя
на сцене.

Перспективный план

Примерное распределение материала по программе вокально-хоровой студии
«Умка».

Первый год обучения
Репертуар

Кол-во
часов

Русские народные песни (с музыкальным сопровождением )

11

Русские народные песни (без музыкального сопровождения)

5

Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)

8

Детские эстрадные песни (под фонограмму)

5

Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)

7

Песни из мультфильмов (под фонограмму

4

Упражнения и попевки

32

Всего

72

Второй год обучения
Репертуар

Кол-во
часов

Русские народные песни (с музыкальным сопровождением )

11

Русские народные песни (без музыкального сопровождения)

5

Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)

8

Детские эстрадные песни (под фонограмму)

5

Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)

7

Песни из мультфильмов (под фонограмму

4

Упражнения и попевки

32

Всего

72

Третий год обучения

Репертуар

Кол-во
часов

Русские народные песни (с музыкальным сопровождением )

11

Русские народные песни (без музыкального сопровождения)

5

Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)

8

Детские эстрадные песни (под фонограмму)

5

Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)

7

Песни из мультфильмов (под фонограмму

4

Упражнения и попевки

32

Всего

72

Перспективный план работы
Вокально-хоровой студии «Умка»
Первый год обучения
Виды

Программные

Содержание

Музыкальный

деятельности

задачи

занятий

материал

распевание

научить

Упражнения

Различные

слышать

свой на

подачу распевки

Часы

40
на

голос; - научить голоса
распевать

распевание

слова;

гласных

и слоги

звуков
Разучивание

и -учить

Знакомство

исполнение

правильно

различными

песен

интонировать

песнями

мелодию

в разбор

с «Пляска
листочками»;
и «Зимняя
их песенка»;

«Дед

диапазоне ре - содержания;

Мороз»;

ля 1 октавы; - выучивание

«Пляска

узнавать

погремушками »

наизусть

с

вступление

«Мама»;

голоса

«Вальс»;

после

вступления

и

«Весенние

проигрыша
Музыкальная

-

грамота

материал

цветы»

различать

«Капельки»;

по

«Вот

иду

40
я

двум понятиям:

вверх, вот иду я

где петь, а где

вниз»;

«Выше

не петь; - ноты

всех

жираф

и дом

растёт»

Ритмические и развивать

Картотека игр

рече-

чувство метро- и упражнений

ритмические

ритма,

игры

с 40

40

и ритмический

упражнения

слух

Исполнение

развивать

Исполнение

«Пляска

песен

музыкальную

выученных

листочками»;

память

(учить песен

«Зимняя

с 40

наизусть);

песенка»;

-

групповое

«Дед

Мороз»;

пение;

«Пляска

-

с

включение

погремушками »

минимальных

«Мама»;

движений

«Вальс»;
«Весенние
цветы»

Второй год обучения

Виды

Программные

Содержание

Музыкальный

деятельности

задачи

занятий

материал

распевание

Развивать

Упражнения на «Вот

такая 40

диапазон детского развитие слуха и чепуха»,
учить голоса

голоса;

-

брать

дыхание

Рыбкина,

после вступления

«Пляшут

и

зайцы»,

между

«Дождик»

фразами

Френкель
чисто Знакомство

исполнение

интонировать

песен

мелодию

«На

птичьем дворе»

музыкальными

Разучивание и -учить

с «Паучок»

новой

песней, К.Костин,

в беседа

по «Цветные

диапазоне «ре» 1 содержанию,

огоньки»

октавы, до «до» 2; разучивание

Карминский,

учить
начинать

вместе мелодии

Часы

40

М.

и «Манная каша»

и текста. пение по Г.

Абелян,

заканчивать

руке, пение по «Хомячок»

песню; петь с муз. фразам,

пение Абелян,

сопровождением мелодии
и

без

Г.

на «Гномик»

него; фразы, на слоги О.Юдахина,

выразительно

«Новогодняя

исполнять песни с

песенка»

разным

Германовская

эмоциональнообразным
содержанием
Петь

без

напряжения,
протяжно,
подвижно, легко,
отрывисто
Музыкальная - различать звуки
грамота
по высоте, по

«Музыкальный 40
букварь»

-

Разучиваемые

учить различать и

произведения

длительности;
называть
отдельные

части

муз.произведения
вступление,
проигрыш,
заключение,
куплет, припев
Ритмические и развивать чувство Картотека игр и
рече-

метро – ритма, - упражнений

ритмические

развивать

40

игры

и ритмический слух

упражнения
Исполнение

развивать

Пение

песен

музыкальную

выученных

память,

- учить песен

сольному

40

«Цветные
огоньки»

подгруппой и по М.Карминский

исполнению,
учить

- одному, пение с «Манная каша»,
петь движением,

выразительно
разных

ранее «Паучок»,

«Хомячок»

в инсценирование Г.Абелян,

темпах, песен

«Гномик»

меняя

О.Юдахина,

динамические

«Новогодняя

оттенки

песенка»
Германовская.

Третий год обучения

Виды

Программные задачи Содержание

деятельности
распевание

Музыкальный материал

занятий
Развивать диапазон

Упражнения на «Вот такая чепуха», «На

детского голоса; -

развитие слуха и птичьем дворе» Рыбкина,

учить брать дыхание голоса

«Пляшут зайцы», «Дождик»

после вступления и

Френкель

между
музыкальными
фразами

Разучивание -учить чисто

Знакомство с

«С нами друг»

Г. Струве,

и исполнение интонировать

новой песней,

«Гномики»

К. Костина,

песен

мелодию в диапазоне беседа по

«Почемучки»

«ре» 1 октавы, до

Л.Туркина,

содержанию,

«Я рисую

«до» 2; учить вместе разучивание

море» Н.Тимофеева, «Кэти и

начинать и

мелодии и

Петя» О.Поляковой,

заканчивать песню;

текста. пение по «Мурлыка»

петь с муз.

руке, пение по

«Зелёные

сопровождением и

фразам, пение

ботинки»

без него;

по руке,

выразительно

мелодии на

исполнять песни с

фразы, на

разным

гласные слоги

А. Морозова,

С. Гаврилова.

эмоциональнообразным
содержанием Петь
без напряжения,
протяжно, подвижно,
легко, отрывисто
Музыкальная - различать звуки по
грамота
высоте, по
длительности; учить различать и
называть отдельные
части муз.
произведения
вступление,
проигрыш,
заключение, куплет,

«Музыкальный букварь»
Разучиваемые произведения

припев
Ритмические развивать
и речечувство ритма,
ритмические
игры и

Картотека игр и
упражнений

- развивать
ритмический слух

упражнения
Исполнение

развивать

Пение ранее

«С нами друг»

Г. Струве,

песен

музыкальную

выученных

«Гномики»

К. Костина,

память, - учить

песен

«Почемучки»

сольному

подгруппой и по Л.Туркина,

«Я рисую

исполнению, - учить одному, пение с море» Н.Тимофеева, «Кэти и
петь выразительно в движением,
разных темпах,

Петя» О.Поляковой,

инсценирование «Мурлыка»

тональностях меняя песен

«Зелёные

динамические

ботинки»

А. Морозова,

С. Гаврилова.

оттенки

Ожидаемый результат
Воспитанники ДОУ имеют опыт восприятия песен разного характера,
проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным
голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2
октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение
мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают
ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения.
Выработана

певческая

установка.

Могут

петь

без

музыкального

сопровождения.
Дети ДОУ проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь
естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова,
понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно

произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя.
Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая, и
не опережая друг друга.
Формы подведения итогов реализации программы:
1. Педагогические наблюдения
2. Концертные выступления.
Диагностика
№

уровня развития певческих умений

Показатели (знания, умения, навыки)

п/п
1.

Качественное исполнение знакомых песен.

2.

Наличие

3.
4.

координации
Умение импровизировать
Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и

певческого

слуха,

Оценка/б
0
н
с

вокально-слуховой

сексту
5.

Навыки выразительной дикции

0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно

Литература
1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: « Советский композитор»,
1989 г. – 33
2. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие
детского голоса. - М.; 1963 г. – 58 с.

в

3. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: «Беларусь», 2003
г. – 232 с. 4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: « Музыка», 1989 г. 112 с.
5. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48 с.
6. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМПРЕСС», 2000 г. - 33 с.
7.

Запорожец

А.В.

Некоторые

психологические

вопросы

развития

музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М.; 1963 г. – 175 с.
8. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы.
Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М.; 1988 г. – 201 с.
9. Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки. - Санкт – Петербург
«Невская нота», 2011 г. – 121 с.
10.Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот. – Санкт –
Петербург: «Композитор», 2003 г. –
11.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров. – Санкт – Петербург:
«Невская нота», 2011 г. – 106 с.
12. Каплунова

И., Новоскольцева И.

Программа по музыкальному

воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург
«Невская нота», , 2010 г. – 45 с.
13.Каплунова И., Новоскольцева И. Рождественские сказки. - СанктПетербург «Невская нота», , 2012 г. – 45 с.
14.Каплунова

И.,

Новоскольцева

И.

Этот

удивительный

ритм.

-

«Композитор», 2005 г. – 73 с.
15. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.:
Издательство «Скрипторий», 2010 г. – 213 с.
16. Кудряшов А. Песни для детей //Настольная книга музыкального
руководителя / вып. №7. – Ростов-на-Дону «Феникс». 2012 г.- 93 с.

17. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый
ветер», 1998 г. – 44 с.
18. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное
воспитание / вып. №11. - М.; 1940 г.- 123 с.
19. Мовшович А. Песенка по лесенке. - М.: « ГНОМ», 2000 г. – 64 с.
20. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель / вып. №2. М., 2004 г. – 76 с.
21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6
лет / Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. - М.: « Просвещение», 1987 г. –
144 с.
22. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого
голоса17 // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь
школьному учителю пения. - Л., 1959 г. – 103 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».