Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 1.1.3. Характеристика особенностей детей дошкольного возраста 1.2. Планируемые результаты реализации Программы 1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности (оценочные материалы) 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности, вариативных форм, методов и способов реализации Программы 2.2. Содержание и организация деятельности по коррекции нарушений речи воспитанников 2.3. Взаимодействие взрослых с детьми 2.4. Способы поддержки детской инициативы в освоении Программы 2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 3.2. Календарный учебный график 3.3. Учебный план образовательной деятельности 3.4. Учебно-тематический план Программы 3.5. Материально-техническое обеспечение Программы 3.6. Методические материалы, средства обучения и воспитания 3 3 4 5 6 7 8 10 10 16 18 19 19 20 20 21 21 22 25 26 2 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки (замена живого общения с ребенком телевидением, интернетом.). Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением. В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления. В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус. Для дошкольников с нарушениями речи характерны недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушения оптикопространственного гнозиса. Их движения ритмично не организованы,повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. В современной логопедии принцип комплексного коррекционного воздействия надетей с речевыми нарушениями является приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст - период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи удетей. От того, насколько эффективно проводится работа в период дошкольного детства, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным 3 средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения. Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению нарушений речи различного генеза у дошкольников открываетдополнительные возможности для успешного их развития и обучения. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Логоритмические занятия не только корректируют речевые проблемы детей, но и параллельно нормализуют неречевую симптоматику. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская). Программа «Логоритмика» составлена на основе учебно-методических пособий М.Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду», М.Ю. Гоголевой «Логоритмика в детском саду, Волковой Г. А. «Логопедическая ритмика». Данная программа разработана и составлена на основании нормативных правовых документов, регулирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений, реализующих дополнительные образовательные программы: - Конституция РФ; - Конвенция о правах ребенка; - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 года); - Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N 30468); - СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерство юстиции РФ 29.05.2013 г., регистрационный номер 28564). Актуальность: реализация данной программы позволит детям с нарушениями речи в комплексе преодолеть речевые нарушения, нормализовать неречевые психические функции, скоррегировать моторную сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в дальнейшем социализироваться в школе. 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель программы: организация коррекционного пространства в условиях ДОУ, обеспечивающего преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой через систему логоритмических занятий. Основные задачи: образовательные: 4 Формировать двигательные умения и навыки. Формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения. Развивать пространственные представления. Развивать координацию, переключаемость движений. Развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Развивать мелкую моторику, точность движений. Развивать силу голоса и выразительность речи и пения. воспитательные: Развивать творчество и инициативу. Формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Воспитание эмоционально-волевых качеств. коррекционные: Формировать правильную артикуляцию звуков. Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь. Формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память. Учить различать темпы мелодий, различать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. оздоровительные Сохранение и укрепление физического здоровья дошкольников, артикуляционной базы для дальнейшего овладения полноценной речью. создание 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы Представляется целесообразным формирования Программы: Общедидактические принципы: выделение нескольких групп принципов - принцип систематичности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий. - принцип сознательности и активности опирается на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми правилами и упражнениями. - принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного практическогопоказа движения педагогом — непосредственной зрительной наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное двигательное ощущение и желание воспроизведения. Это непосредственная наглядность. 5 - принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями. Одним из условий доступности является преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий. Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуализации является предварительное обследование ребенка и уточнение его потенциала. - принцип постепенного повышения требований определяет постановку перед занимающимся все более трудных новых заданий: двигательных, музыкальных, словесных. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков. Специфические принципы: - принцип развития предполагает развитие: личности ребенка; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем и те изменения, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи детей. - принцип всестороннего воздействия обусловливает общее влияние на организм. Действуя в качестве неспецифической терапии, ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма. - принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии - принцип опоры на сохранные анализаторы, на их взаимодействие. - этиопатогенетический принцип объясняет дифференцированное построение логоритмических занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства. - принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, праздники и развлечения, танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах, в том числе детских инструментах). Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем людей с речевыми расстройствами. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Организация коррекционного процесса основана на индивидуальном и деятельностном подходе. 1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы Ранний дошкольный возраст – уникальный период развития человека,обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоенияребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи -фонетической, лексической, грамматической. Речевые игры и ролевые стихиявляются основой для развития просодических компонентов речи:ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, ониоказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти ипродуктивности запоминания. Важность их использования данных занятийобъясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха,так как речь и музыка имеют единую интонационную природу. Развитиеречи, как одного из психологических процессов, является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим егомиром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться сосверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым 6 условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка. Словарь не богат. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказах сказок,когда ребенок вкладывает в слово неправильное значение. С помощьюпедагога искусство становится для ребенка целостным способом познаниямира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражатьсвои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом. Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Закономерности и особенности развития психических процессов ребенка этого возраста позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Ранний дошкольный возраст не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базойи предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения музыкой. Малыши овладевают культурой слушания. Возрастная характеристика речевого развития детей (с 2 до 3 лет) В 2-3 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит, в основном, из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы. Умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях. Начинает использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по всем показателям развития превосходят мальчиков: артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного. 1.2. Планируемые результаты реализации Программы Целевые ориентиры Программы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей. Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам. Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ. У ребёнка сформированы модуляции голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время пения. Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит все звуки родного языка. Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках. Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические 7 этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма. Ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега. Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений. Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной деятельности, проявляет творческую фантазию и воображение. Ребенок умеет самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен. У ребенка сформировано слуховое, зрительное внимание и двигательная память. Планируемые результаты (2 – 3 года) Выполняет ритмично движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ. Умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений. Умеет сопровождать движения речью. Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания. 1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности (оценочные материалы) Диагностика неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе) Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий. Критерии: Слуховое внимание. 1. Дифференциация звучащих игрушек («Какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление. Восприятие и воспроизведение ритма. 1- й элемент: - - .. 2- й элемент: - .. - 3-й элемент: - - … 4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве. 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики. 1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить 8 по 5-балльной шкале: силу движений, точность движений, темп движений, координацию движений, переключение от одного движения к другому. Состояние мелкой моторики. 1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х. 3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов. 4. Переключение от одного движения к другому. «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение. Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу. Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу. Максимальное количество за четыре задания – 21 балл. Результаты заносятся в сводную таблицу; № Фамилия, п/п имя ребенка Слуховое внимание Восприятие и воспроизведение ритма Ориентирование в пространстве Состояние общей моторики Состояние мелкой моторики 9 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности, вариативных форм, методов и способов реализации Программы Задачи первого года обучения: Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей. Совершенствование личностные качества, формирование чувства коллективизма. Осуществление коррекционной работы: - развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат; - развивать фонематическое восприятие; - развивать грамматический строй и связную речь; - формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память; - формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом; - развивать пространственные представления, координацию, переключаемость движений. - научить детей основным принципам дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой, развивать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру; - закреплять умение детей выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки; - развивать координацию движений, ориентирование в пространстве; - развивать музыкальные и творческие способности детей, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности; - развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат; - развивать артикуляционную, общую и пальцевую моторику; - развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память. Реализация программы проходит по двум направлениям: РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ -совершенствование общей моторики, координации движений, -регуляция мышечного тонуса; - развитие восприятия - слухового внимания - воспитание подражательности, активности, инициативности, самостоятельности, коллективизма, - оптико-пространственных представлений - зрительной ориентировки на собеседника, - чувства темпа и ритма движений, музыки - слуховой памяти - воспитание волевых качеств (смелости, настойчивости, решительности, выдержки) КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ -развитие темпа и ритма дыхания, голоса; -выработку умеренного темпа и ритма речи - формирование интонационной выразительности; - развитие орального праксиса (артикуляционной и мимической моторики); - развивать координацию речи с движением; -воспитание правильного звукопроизношения -формирование фонематического слуха - активизация словарного запаса -развитие грамматической правильности речи 10 Вариативные формы реализации программы Программа основывается на адекватных возрасту формах и методах работы с детьми дошкольного возраста. В образовательной деятельности используется групповая форма работы. Основой всех форм и методов обучения в логопедической ритмике является избираемый педагогом способ регулирования двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание с отдыхом и другими видами занятий в коррекционно-воспитательном процессе (логопедическими, психотерапевтическими, воспитательными и т. п.). Двигательная нагрузка выражается в количестве и насыщенности заданий, интенсивное выполнение которых положительно действует на физическое состояние детей с нарушениями речи. Задания, сопровождаемые речью, воздействуют на динамику психических функций, проявляющихся в умственной деятельности человека, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и показа заданий, осмысливании двигательной и речевой задачи, точности ответной реакции на них и т. п. Правильное соотношение времени, затрачиваемого на расходование психических и физических сил занимающихся и следующего за этим отдыха, должно соблюдаться при проведении логоритмических занятий. Методы и приемы реализации Программы Основой всех методов и приемов обучения в логоритмике является избираемый педагогом способ регулирования двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание с отдыхом и другими видами занятий в коррекционно-воспитательном процессе (логопедическими, психотерапевтическими, воспитательными и т. п.). Двигательная нагрузка выражается в количестве и насыщенности заданий, интенсивное выполнение которых положительно действует на физическое состояние лиц с речевыми нарушениями. Задания, сопровождаемые речью, воздействуют на динамику психических функций, проявляющихся в умственной деятельности человека, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и показа заданий, осмысливании двигательной и речевой задачи, точности ответной реакции на них и т. п. Правильное соотношение времени, затрачиваемого на расходование психических и физических сил занимающихся и следующего за этим отдыха, должно соблюдаться при проведении логоритмических занятий. В связи с этим в коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы. Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей и взрослых, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей. Так, при обучении движению используются различные приемы наглядности: а) наглядно-зрительные приемы: показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства; использование наглядных пособий — кинофильмов, телепередач, картин и т. п.; б) тактильно-мышечная наглядность обеспечивается путем включения различных пособий в двигательную деятельность. Например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу. Инструкция «не задеть воротца» связывается в сознании с костно-мышечным ощущением при совершении ошибки. И если воротца задеваются, то ребенок (взрослый) сам определяет неправильность своего движения. Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи педагога 11 уточняющего положение отдельных частей тела занимающихся выпрямлением осанки путем прикосновения руки; в) с помощью наглядно-слуховых приемов осуществляется звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка и песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме дву-четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т. п. Словесные методы обращены к сознанию занимающихся, они помогают осмысливанию поставленной задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений. Приемы, относящиеся к словесным методам, следующие: а) краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления занимающегося; б) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы; в) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися; г) беседа, предваряющая введение новых упражнений и подвижных игр, при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. д.; д) вопросы занимающимся до выполнения задания для осознания последовательного выполнения действий или проверки имеющихся представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п.; е) команды, распоряжения и сигналы, которые требуют от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми так богато русское народное творчество; ж) образный сюжетный рассказ применяется в целях развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в полторы-две минуты вызывает у занимающихся воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всей ситуации, стимулирующее к эмоциональному воспроизведению; з) словесная инструкция; ее использование обусловлено тем, что с помощью системы словесных воздействий происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью чисто словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения. Формирование двигательных навыков у детей зависит от степени осознанности ребенком содержания и структуры упражнения. Практические методы связаны с практической деятельностью, они обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечномоторных ощущениях. Разновидностями практического метода являются игровой и соревновательный. Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный. Он может использоваться на логоритмических занятиях и с детьми школьного возраста. Игровой метод учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу. Соревновательный метод используется в целях совершенствования ужеотработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. При правильном руководстве соревнование может быть успешноиспользовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию моральноволевых черт личности. Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом. Педагог демонстрирует выполнение упражнений; исполняет отдельные роли в подвижных 12 играх, роль водящего; показывает, кто лучше, кто правильнее выполняет задание; регламентирует весь процесс обучения на логоритмических занятиях в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия. Занятие проводится фронтально, но в целях совершенствования знакомых движений педагог распределяет занимающихся на небольшие группы, предлагая действовать самостоятельно; стимулирует к творческому поиску, предлагая задания: изменить упражнение в связи с изменившимся характером музыки, подвижную игру провести с измененными правилами, составить варианты игр, придумать новые Средства реализации Программы Ходьба и маршировка в различных направлениях - вводные упражнения. Они должны научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу, в одиночку, парами, группой, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, соблюдатьзаданное направление, двигаться по ориентирам, соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т. п. Дети учатся ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной, назад, к центру и т. п. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы в начале коррекционного курса. Постепенно количество этих упражнений в середине и конце этого курса сокращается. Упражнения, регулирующие мышечный тонус позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. Упражнения, активизирующие внимание. Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Такие задания можно использовать при проведении утренней зарядки или физкультминутки во время логопедических занятий, с проговариванием стихотворных строк, как с движениями, так и без них. Счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера представляют собой систему соотношений акцентов и неакцентированных долей различных рангов, эта система определяется количеством метрических уровней и конкретным рисунком различных в метрическом отношении временных долей. Смена метра приводит к передвижению акцента Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа. Темп — это скорость музыкального исполнения, которая определяется прежде всего частотой чередования основных метрических долей, обозначаемой числом ударов в минуту, и абсолютной длительностью ритмических единиц. Ритмические упражнения. Звучащий ритм служит средством воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями способствует развитию координации слуха, голоса и движения, тонального и ритмического чувства; воспитанию любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной жизни детей и взрослых. Игровая деятельность. Игры в двигательной терапии можно использовать самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкальноритмическими комплексами. Технологии реализации программы Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных 13 речевых и неречевых нарушений у детей объединены педагогические технологии как традиционные, так и современные К традиционным технологиям относятся: Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Дети учатся ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной, назад, к центру и т. п. На занятиях используются следующие виды ходьбы: ходьба по дорожке, обозначенной двумя канатами; ходьба «стайкой», т. е. вместе, группой; ходьба группой (под барабан) к противоположной стене зала; ходьба вдоль каната по кругу друг за другом: это готовит детей к ходьбе в колонну по одному; ходьба друг за другом, держась рукой за веревку: дети стоят друг за другом, в левой руке каждого — веревка, под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по кругу, движение можно сопровождать произношением звука у-у-у; ходьба друг за другом по канату боком приставными шагами. Дети идут маленькими шагами 3—4 м, заметно приподнимая ноги, руки свободно опущены; ходьба друг за другом с попутным перешагиванием через 5—6 кубиков и рейки лестницы, положенной на пол (2—3 круга); ходьба вверх по наклонной доске, соскок (2 раза) и т. д. Затем различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и словом. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Понятия «сильно» и «слабо» соответствуют в звучащем процессе терминам «громко» — forte и «тихо» — piano. Дошкольники знакомятсяс громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу — на тихое звучание и более сильные взмахи ими над головой — на громкое звучание; кроме флажков, можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения усложняются. В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие (в этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже освоено на уровне двигательного навыка); и коррекционные упражнения (для укрепления мышц, стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки). Артикуляционные упражнения и упражнения на развитие мимики полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они способствуют нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях используются: упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, выработка продолжительного речевого выдоха, тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти 14 упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников. Упражнения на развитие внимания (переключаемость, устойчивость, распределение) и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание. Пальчиковые игры и сказки и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных проговаривание текста игры. узоров мозаики под Заключительные упражнения. (упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения). Цель этих упражнений — успокоить занимающихся, переключить их внимание на другие занятия. Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характерапроизведения и др. Современные технологии: Технология «Игровой массаж» Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых, «Гимнастика мозга» представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. Монтессори-технология работы в круге. Ритуалы приветствия и прощания. Технология речедвигательной ритмики и фонетической ритмики (произношение гласных звуков). Использование компьютерных презентаций, видеофильмов, и др. технических средств. Использование элементов массажа, самомассажа – массажные коврики. Использование гимнастики для глаз (профилактика утомляемости). Моделирование для развития пространственного праксиса и гнозиса (схемы построений, перестроений, модели, планы) Однако не все перечисленные виды работы могут быть включены в одно занятие, некоторые упражнения могут повторяться (закрепляться) или использоваться на других занятиях (музыкальное, физкультурное, логопедическое и т.д.) Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь движения с музыкой; включение речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т. п. Введение слова дает возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях. Средства логопедической ритмики можно представить, как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и 15 заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией. 2.2. Содержание и организация деятельности по коррекции нарушений речи Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. Артикуляционные упражнения, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработке диафрагмально-брюшного дыхания, тренирует продолжительность речевого выдоха, силу и правильное распределение выдоха, способствует согласованной работе дыхательной, голосовой и артикуляционной систем. Фонопедические упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание. Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память и т.п. психические 16 процессы. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана. Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры. Организация работы по коррекции нарушений речи воспитанников Занятия составляются с опорой на лексические темы. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. В сюжете занятий используются рассказы, стихи и сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме. Занятие проводится малой группой детей, но в целях совершенствования знакомых движений педагог распределяет занимающихся на небольшие группы, предлагая действовать самостоятельно; стимулирует к творческому поиску, предлагая задания: изменить упражнение в связи с изменившимся характером музыки, подвижную игру провести с измененными правилами, составить варианты игр, придумать новые. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать на других занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и др. В подготовке и проведении логоритмических занятий необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, логопеда, воспитателя, психолога. Организатором занятий может выступать музыкальный руководитель, учитель-логопед. Структура образовательной деятельности 1. Вводная часть составляет примерно 10% от времени всего занятия. Предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение ритмической разминки. Задача ритмической разминки — подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку; ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением направления с перестроениями, а также со сменой видов движений. 2. Основная часть составляет 70-80% времени занятия. В зависимости от логопедического диагноза детей и от этапа коррекционной работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений. 17 3. Заключительная часть по времени непродолжительна (около 10-15%). Заканчивается любое логоритмическое занятие, как правило, упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и легкого бега. Проводится подведение итогов занятия. Дети, отвечая на вопросы педагога, еще раз называют тему пройденного занятия, закрепляют полученные на нем знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире. В заключении педагог дает оценку работы детей на занятии. 2.3. Взаимодействие взрослых с детьми Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности. С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни,познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения взрослого и ребенка являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Характеристикой партнерских отношений является равноправное включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует вреализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер. Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Личностно-порождающее взаимодействие способствует формированию у ребенка различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как отношение ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих взрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослые предоставляют ребенку самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления. Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм. Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослый везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по 18 игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор. Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное. Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами. Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей. 2.4. Способы поддержки детской инициативы в освоении Программы В развитии детской инициативы и самостоятельности педагогу важно соблюдать ряд общих требований: • развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений; • создавать ситуации, побуждающие детей к активному применению свои знания и умения, способы деятельности в личном опыте, ставить перед ними все более сложные задачи, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливать на поиск новых, творческих решений; • постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; • постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу; • тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; • ориентировать дошкольников на получение хорошего результата; • своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу; • дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае; • поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества; • проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем; • поддерживать стремление к положительным поступкам, способствовать становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить; • создавать различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, совместно найти правильное решение проблемы; • создавать ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. 2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Для реализации программы «Логоритмика» необходимо тесное сотрудничество с родителями воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в коррекционный процесс. 19 В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества: игровой семинар-практикум «Речь-ритм-движение», с целью овладения родителями практическими упражнениями и способами разнообразить игровую деятельность дошкольников с ОНР средствами логоритмических упражнений; стендовая информация «От движения к речи», «Логоритмические упражнения безмузыкального сопровождение» несёт цель педагогического просвещения; буклеты, памятки «Как играть дома в логоритмические игры»; привлечение родителей к созданию атрибутов для игр и упражнений; информационная страничка на официальном сайте ДОУ «Советы логопеда»; открытые итоговые мероприятия для родителей. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами: 1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. 2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки, формирование уверенности в собственных возможностях и способностях. 3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка. 4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественноэстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. 5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. 6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. 7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев. 8. Использование в образовательной деятельности форм и методов с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям. 9. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и 20 учитывающего социальную ситуацию его развития. 10. Поддержка взрослыми положительного доброжелательного отношения детей к друг другу и взаимодействие детей с друг в разных видах деятельности. 11. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. 12. Защита детей от всех форм физического и психического насилия. 3.2. Календарный учебный график Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных недель в I полугодии Количество учебных недель во II полугодии Количество учебных дней Количество учебных часов в неделю Количество учебных часов Начало учебного года Выходные праздничные дни Первый год обучения 40 16 24 40 1 40 01.09.2022 04.11.2022 01.01.2023-08.01.2023 23.02.2023 24.02.2023 08.03.2023 01.05.2023 08.05.2023 09.05.2023 12.06.2023 30.06.2023 Окончание учебного года 3.3.Учебный план образовательной деятельности Направленность программы/ Наименование Социально-гуманитарная/ «Весёлая логоритмика» Итого Организованная образовательная деятельность Длительность образовательной деятельности 10 минут неделя месяц год 2 8 72 2 8 72 21 3.4. Учебно-тематический план Программы № темы 1 2 3 4 5 6 7 8 Количество занятий по теме Тема Педагогическая диагностика Встреча с белочкой в лесу Сидит белка на тележке Кто грибок найдет? Сентябрь 2 Гости В огороде заинька Зайкина капуста Лучшая игра 2 2 2 Октябрь 2 2 2 2 Задачи 1. Активизировать словарь по теме: «Осень». 2. Развивать умение согласовывать ритмичные движения с речью под музыку. 3.Развивать общую и мелкую моторику. 4. Воспитывать положительные эмоции и чувства, бережное отношение к природе. 1.Учить правильному произношению слов по теме: «Животные», «Овощи» 2.Развивать слуховое внимание и координацию движений. 3.Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям. Ноябрь 9 10 11 12 Утенок и его друзья Про кота Кот Василий Кот и кошка Утки – беленькие 2 2 2 2 1. Учить правильному артикуляционному укладу при произношении слов потеме. 2. Развивать у детей умение четко и правильно по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях, координировать слово с движением. 22 3. Воспитывать положительные личностные качества. 13 14 15 16 Зайчик в гостях у ребят Подарки Дедушки Мороза Птичья елка Мороз и птички Декабрь 2 2 2 2 17 18 19 20 Чудо-елка Зайчик в гостях у ребят Зайкин дом Белкина помощница Январь 2 2 2 2 21 22 23 24 Танюша Вкусная каша Аленушка и Лошадка Февраль 2 2 лошадка 2 2 1. Активизировать и совершенствовать звукопроизношение звуков ислов по теме. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием стихов. 3.Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям. 1. Учить детей говорить выразительно, слушать друг друга. 2. Развивать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью пальчиковой гимнастики. 3. Развивать навык выразительных и ритмичных движений под музыку. 1. Учить детей двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения. 2.Развивать плавный, длительный, целенаправленный выдох. 3. Развивать у детей чувство ритма, мелкую моторику, зрительное внимание. 4. Воспитывать положительные личностныекачества. 23 25 26 27 28 Капризная внучка Хозяюшка Котенок и щенокПро собачку 29 30 31 32 Таня пропала Верные друзья Про петушка Уточка и курочка 33 34 35 36 Март 2 2 2 2 Апрель 2 2 2 2 Май 2 2 2 2 Майский день Про зеленую лягушкуПосле дождя Педагогическая диагностика Всего занятий: 1. Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений. 2. Продолжать развиватьумение согласовывать движения со словами. 3. Воспитывать бережное отношение к природе. 1. Продолжать развиватьумение переключаемость икоординации движений вовзаимосвязи с речью. 2.Развивать плавный, длительный, целенаправленный выдох. 3. Воспитывать положительные личностныекачества. 4. Развивать у детей координированные движения, умение выполнять движения всоответствии с текстом итемпом мелодии. 5. Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием стихов. 1. Продолжать развиватьумение переключаемость икоординации движений вовзаимосвязи с речью. 2.Развивать плавный, длительный, целенаправленный выдох. 6. Воспитывать положительные личностныекачества. 7. Развивать у детей координированные движения, умение выполнять движения всоответствии с текстом итемпом мелодии. Развивать мелкуюмоторику пальцев рук с одновременным проговариванием стихов. 72 24 3.5. Материально-техническое обеспечение Программы Требования к среде: Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале. Обязательно наличие зеркала, фортепиано, музыкального центра, телевизора, DVD плеера, набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений. Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки. Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели. Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики. Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки. Занятия по логоритмике могут проводить педагоги со специальным логопедическим или музыкальным образованием. 25 3.6. Методические материалы, средства обучения и воспитания 1. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. Бабушкина, Р.Л. Кислякова О.М., Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. --СПб.: КАРО, 2005. 2. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия;032000 –Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная).-СПб.:»Петербург –XXI «,1997. 3. Воронова, А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.»ТС СФЕРА»,2006. 4. Гавришева, Л. Б. Нищева Н.В., Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. 5. Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая подготовительная группы. – М.: Академия развития. – 2006 – 120 с. 6. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., Сфера, 2005. 7. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей – М.,. Аверсэв,, 2004. 8. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Издательство «ГномПресс», 1997 г. – 64 с. 9. Крупа-Шушарина, С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста/ Ростов н/Д: Феникс, 2010, - 99 с. 10. Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005, 11. Лопухина, И.С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. СПб.: «Дельта» - 1997. 12. Микляева, Н.В. Полозова о.А., Радионова Ю.Н., Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов.- 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005, - 112 с. 13. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003. – 528 с. 14. Овчинникова, Т.С. Логоритмические распевки. СПб.: «КАРО»,2009. 15. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.В.Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 204 с. 16. Таран, Р.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 17. Чистякова, М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, - 1995. 18. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с. 19. Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. М.: Айрис-пресс. – 2007 26