Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
по основной общеобразовательной программе – образовательной
программе дошкольного образования
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой в МБДОУ по
ООП ДО, представляет собой важную составную часть данной образовательной
деятельности, направленную на ее усовершенствование.
Нормативные и нормативно-методические основания такой оценки определяются:
- требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,
- требованиями ФГОС ДО, в которых определены государственные гарантии качества
образования;
- рекомендациями Примерной основной образовательной программы дошкольного
образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15.
При реализации ООП ДО предусмотрено проведение оценки индивидуального
развития детей. Такая оценка производится педагогическим коллективом в рамках
педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного
возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе
их дальнейшего планирования).
Результаты
педагогической
диагностики
(мониторинга)
предусмотрено
использовать исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики используются для решения задач
психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития
детей.
ООП ДО предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их
образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной
деятельности;
– карты развития ребенка;
– различные шкалы индивидуального развития.
Мониторинг образовательного процесса определен как система организации сбора,
хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической
системы, для непрерывного слежения за ее состоянием и прогнозирования развития.
Мониторинг в отличие от диагностики имеет более широкий спектр возможностей
благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и
высокой технологичности.
Мониторинг позволяет обнаружить эффективность реализуемой образовательной
деятельности и всегда ориентирован на цели этой деятельности. Система мониторинга
подразумевает, помимо ожидаемых результатов, обнаружение и неожиданных эффектов, и
прогнозирование проблематики в будущем.
Мониторинг предполагает:
- постоянный сбор информации об объектах контроля, т. е. выполнение функции слежения;
- изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
- компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в
педагогический процесс.

Мониторинг в МБДОУ направлен на отслеживание качества дошкольного
образования.
1. Качество результатов образовательной деятельности МБДОУ (внутренняя
система оценки).
Определение результативности деятельности МБДОУ прежде всего связано со
степенью решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие
детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие и поддержка семьи в процессе
воспитания детей дошкольного возраста.
Исходя из этого, мониторинг направлен на изучение:
- степени освоения ребенком образовательной программы, его образовательных
достижений с целью индивидуализации образования, развития способностей и
склонностей, интересов воспитанников;
- степени готовности ребенка к школьному обучению;
- удовлетворенности различных групп потребителей (родителей, учителей,
воспитателей) деятельностью детского сада.
Формализованные методы: тесты, опросники, методы проективной техники и
психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация,
объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций,
строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство
исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (установление
единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических
экспериментов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать
диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает
возможность количественно и качественно анализировать полученные результаты.
Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской
деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда
предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации
(например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или
являются чрезвычайно изменчивыми по своему содержанию (динамика интересов,
состояний, настроений и т.д.).
Этапы мониторинга схожи с этапами диагностической деятельности, описанными
выше.
1. Определение объекта и цели мониторинга, формулирование эталона, определение
критериев и показателей, диагностических методов.
2. Практический сбор информации об объекте мониторинга.
3. Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих
источников.
4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации,
прогноз развития объекта.
5. Принятие управленческого решения об изменении деятельности.
Результаты педагогического мониторинга характеризуются как:
- описательные, ограничивающиеся выявлением отдельных (иногда несущественных)
связей и процессов объекта исследования;
- сущностные, определяющие особенности и характер протекания значимых внутренних
связей и процессов объекта;
- репродуктивные, характеризующие развитие объекта в прошлом на основании ранее
полученных данных;
- продуктивные, прогнозирующие развитие объекта в целом или отдельных его сторон,
свойств, качеств;
- интегральные, исследующие важнейшие внутренние и внешние связи, свойства,
отношения объекта исследования.

Частота и длительность диагностического периода определена календарным
учебным графиком МБДОУ.
В рамках образовательного мониторинга в МБДОУ осуществляется:
1. Отслеживание качества результатов деятельности дошкольного образовательного
учреждения. Определение результативности деятельности МБДОУ прежде всего связано со
степенью решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие
детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие с семьей и ее поддержка в процессе
воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из этого, объектами мониторинга качества
результатов деятельности МБДОУ являются:
— физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка;
— степень освоения ребенком ООП ДО, его образовательные достижения;
— степень готовности ребенка к школьному обучению;
— удовлетворенность различных групп потребителей (родителей, учителей,
воспитателей) деятельностью МБДОУ.
Результаты диагностики после совместного обсуждения заносятся в индивидуальную карту
развития ребенка (а также в сводную диагностическая карту по группе). Диагностическая
карта отражает общую картину развития детей группы, по вертикальным ячейкам можно
выделить наиболее проблемные сферы, что требует постановки образовательных задач для
подгруппы или всей группы детей. Таким образом, педагогическая диагностика является
основанием для построения образовательной работы с детьми.
Периодичность мониторинга:
— октябрь
— май.
Объекты мониторинга:
— освоение детьми ООП ДО
— здоровье
— готовность к школе
— развитие детей раннего, дошкольного возраста.
Форма регистрации результатов мониторинга:
- «Карта развития ребенка».
- «Детское портфолио».
Определение
направленности
мониторинга:
разработка
измерительного
инструментария - критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках
мониторинга. В мониторинге к критериям предъявляется одно, но чрезвычайно важное
требование - критерий должен позволять производить измерение. Измерение - это
определение степени выраженности исследуемого признака, сопоставление со шкалой,
нормой или другим измерением. Некоторые критерии имеют очень слабую динамику, и их
измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет. Другие изменяются быстрее.
В качестве методов мониторинга используются методы, схожие с методами педагогической
диагностики: формализованные и мало формализованные методы.
Периодичность мониторинга (мониторинг проводится 2 раза в год) обеспечивает
возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не
приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Получаемая в ходе мониторинга информация, является основанием для прогнозирования
образовательной деятельности с детьми, осуществления необходимой коррекции,
инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах развития ребенка.
В начале образовательного периода (сентябрь) проводится основная первичная
диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются
достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых
требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с учителем-логопедом определяются проблемные сферы, мешающие
развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления,

требующие педагогической поддержки), определяются задачи работы и проектируется
индивидуальный образовательный маршрут ребенка на год.
В конце образовательного года (май) проводится основная итоговая диагностика, по
результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада
поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования
педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве
«идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже
соответствующая возрасту детей.
В период между первичным и итоговым мониторингом при необходимости
проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми
группы, а выборочно - лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития
и в первую очередь, с детьми с ОВЗ. Целью проведения промежуточной педагогической
диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии
образования, выявление динамики развития. По результатам данного вида диагностики
педагоги при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.
2. Качество педагогического процесса, реализуемого в МБДОУ.
Деятельность МБДОУ и достижение выше обозначенных результатов
обеспечиваются реализацией ООП ДО. При проектировании карты мониторинга
образовательного процесса которая обеспечивает его направленность на отслеживание
качества:
- образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, изобразительной, конструктивной, музыкальной,
чтения художественной литературы) и в ходе режимных моментов;
- организации самостоятельной деятельности детей;
- взаимодействия с семьями детей по реализации основной образовательной
программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста.
Отслеживание качества педагогического процесса, реализуемого в дошкольном
образовательном учреждении. Деятельность МБДОУ и достижение обозначенных выше
результатов обеспечивается реализацией ООП ДО. При проектировании карты
мониторинга педагогического процесса обеспечивается его направленность на
отслеживание качества:
— образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и
в ходе режимных моментов;
— организация самостоятельной деятельности детей;
— взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста.
3. Качество условий образовательной деятельности в МБДОУ.
Реализация
образовательного
процесса
возможна
при
обеспечении
соответствующими ресурсами и создании необходимых условий. Поэтому в систему
мониторинга включен анализ условий, обеспечивающих качество образовательного
процесса в МБДОУ в соответствии со «Шкалами комплексной оценки качества
образования в дошкольном образовательном учреждении EKERS-R”.
Качество образовательной работы дошкольной организации, положенное в основу
системы оценки ECERS-R – это педагогическое качество дошкольной образовательной
организации, когда дети в ней получают импульсы (возможности) физического,
эмоционального, социального и интеллектуального развития.
Объект оценки: компоненты образовательной среды каждой группы:

Предметно-пространственная среда.
Условия для присмотра и ухода.
Условия для развития речи и мышления детей.
Условия для разных видов детской активности (познавательной, художественноэстетической и пр.).
5.
Взаимодействие персонала с детьми, друг с другом и детей между собой.
6.
Структура дня по программе.
7.
Условия для вовлечения родителей в образовательный процесс и условия для
обеспечения личных потребностей и профессионального развития персонала. Наблюдение
проводится по стандартизированному оценочному листу.

1.
2.
3.
4.

1.2 Планируемые результаты освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
Требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП ДО определены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе
завершения уровня дошкольного образования с учетом специфики дошкольного детства
(гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его
непосредственность и непроизвольность), а также системных особенностей дошкольного
образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации,
отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат).
Целевые ориентиры являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики МБДОУ;
б) решения задач:
- формирования ООП ДО;
- анализа профессиональной деятельности;
- взаимодействия с семьями;
в) информирования родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации.
Планируемые результаты, характеризующие целевые ориентиры ООП ДО с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей
В ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ООП ДО
в обязательной части в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится
проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия,
знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет
пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится
проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
• владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами
и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и
действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки,
стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения
культуры и искусства;
• у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды
движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в
себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли
и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у
ребенка складываются предпосылки грамотности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных видах деятельности.
Достижение планируемых результатов достигается путем реализации Рабочих
программ педагогов, разработанных по модульному принципу.
Целевые ориентиры с учетом части, ООП ДО, формируемой участниками
образовательных отношений
- ребенок ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, приязненно расположен
к людям, способен участвовать в общих делах, совместных действиях, деятельности с
другими детьми и взрослыми; способен понимать состояния и поступки других людей,
выбирать адекватные способы поведения в социальной ситуации и уметь преобразовывать
ее с целью оптимизации общения с окружающими;
- ребенок обладает установкой на толерантность, способностью мириться,
уживаться с тем, что является отличным, непохожим, непривычным (например, с чужим
мнением, с человеком, имеющим недостатки физического развития, с людьми других

национальностей и др.); с удовольствием рассказывает о своих друзьях других этносов,
высказывает желание расширять круг межэтнического общения;
- ребенок знает некоторые способы налаживания межэтнического общения с
детьми других этносов и использует их при решении проблемно-игровых и реальных
ситуаций взаимодействия;
- ребенок обладает чувством разумной осторожности, выполняет выработанные
обществом правила поведения (на дороге, в природе, в социальной действительности);
- ребенок проявляет уважение к родителям (близким людям), проявляет
воспитанность и уважение по отношению к старшим и не обижает маленьких и слабых,
посильно помогает им;
- ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность
расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях,
переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники
получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и
содержательного общения;
- ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, необычным
памятникам, зданиям; к событиям настоящего и прошлого родного края; к национальному
разнообразию людей своего края, стремление к знакомству с их культурой; активно
включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, детское
коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с прошлым и настоящим родного
края;
- ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в рамках
адекватной возрасту деятельности, к самостоятельному поиску разных способов решения
одной и той же задачи; способностью выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в
процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт;
- ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого
решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного
замысла на материале народной культуры; самостоятельно может рассказать о малой
родине, родном крае (их достопримечательностях, природных особенностях, выдающихся
людях), использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и
совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
- ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего
мира (людей, природы), искусства, литературного народного, музыкального творчества;
- ребенок признает здоровье как наиважнейшую ценность человеческого бытия,
проявляет готовность заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, соблюдать
правила безопасности жизнедеятельности, самостоятельно и эффективно решать задачи,
связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья в рамках адекватной
возрасту жизнедеятельности и общении;
- ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость при участии в социально
значимых делах, событиях (переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и
подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям
города и др.);отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности
(рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.);охотно
участвует в общих делах социально-гуманистической направленности (в подготовке
концерта для ветеранов войны, посадке деревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы
любим нашу землю» и пр.; выражает желание в будущем (когда вырастет) трудиться на
благо родной страны, защищать Родину от врагов, стараться решить некоторые социальные
проблемы.
- ребенок обладает начальными знаниями о себе, об истории своей семьи, ее
родословной; об истории образования родного города; о том, как люди заботятся о красоте
и чистоте своего города; о богатствах недр Урала (полезных ископаемых, камнях
самоцветах);о природно-климатических зонах Урала (на севере - тундра, тайга, на Юге

Урала – степи), о животном и растительном мире; о том, что на Урале живут люди разных
национальностей; о том, что уральцы внесли большой вклад в победу нашей страны над
фашистами во время Великой Отечественной войны; о промыслах и ремеслах Урала
(камнерезное и ювелирное искусство; каслинское литье, ограды и решетки города
Екатеринбурга; уральская роспись на бересте, металле, керамической посуде);
- ребенок знает название и герб своего города, реки (водоема), главной площади,
местах отдыха; фамилии уральских писателей и названия их произведений (П.П. Бажов,
Д.Н Мамин-Сибиряк); другие близлежащие населенные пункты и крупные города Урала;
Урал – часть России, Екатеринбург - главный город Свердловской области.
Планируемые результаты, характеризующие целевые ориентиры в части ООП ДО,
формируемой участниками образовательных отношений
Целевые ориентиры
Ребенок овладевает
основными культурными
способами деятельности,
проявляет инициативу и
самостоятельность в
разных видах
деятельности - игре,
общении, познавательноисследовательской
деятельности,
конструировании и др.;
способен выбирать себе
род занятий, участников
по совместной
деятельности

Показатели (для педагогического наблюдения)
к четырем-пяти годам
проявляет инициативность в общении с другими детьми и
взрослым во время участия в народных подвижных играх
проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и
безопасного поведения
стремится соблюдать элементарные правила здорового и
безопасного образа жизни
активен в играх, в тематике отражает семейные и несложные
профессиональные отношения взрослых
проявляет в играх добрые чувства по отношению к
сверстникам и игрушкам, интерес к общему замыслу,
действовать согласованно с партнерами по игре
охотно вступает в ролевой диалог со сверстниками, взрослым
стремится комментировать события, происходящие в
совместной деятельности с детьми, взрослым; выразительно
передавать
особенности
движений,
эмоциональных
состояний
проявляет интерес к результату собственного труда и труда
других людей
бережно относится к предметному миру как результату труда
взрослых
охотно включается в совместный труд со взрослым или
сверстниками, стремится к выполнению трудовых
обязанностей
выражает потребность больше узнать об окружающем, о
жизни людей, задает вопросы о себе, о своих близких, об
окружающем мире
проявляет любовь к родителям, интересуется событиями в
семье
способен устанавливать взаимосвязь между явлениями живой
и неживой природы
проявляет самостоятельность в слежении за изменениями в
погоде (календарь природы), жизни растений и животных от
одного времени года к другому
способен различать объекты и явления окружающей природы
по их признакам
активно и с желанием участвует в разных видах творческой
художественной деятельности на основе фольклорных и

литературных произведений
проявляет
интерес,
положительное
эмоциональное
отношение к посещению музея
к шести - семи (восьми) годам
использует в самостоятельной деятельности, организует
совместно с детьми разнообразные по содержанию
подвижные игры народов Урала, способствующие развитию
психофизических качеств, координации движений
с удовольствием делится своими знаниями об основных
способах обеспечения и укрепления доступными средствами
физического здоровья в природных, климатических условиях
конкретного места проживания, Среднего Урала
стремится налаживать бесконфликтные отношения с детьми
других этносов, с желанием участвует в разных видах
деятельности с ними
активен в стремлении к познанию разных видов трудовой
деятельности взрослых и отражению своих представлений в
изобразительной и игровой деятельности, сюжетно-ролевых
играх; использует представления о трудовых процессах
взрослых
для
организации
собственной
трудовой
деятельности
воссоздает в собственной изобразительно-творческой
деятельности сюжетов произведений уральских писателей,
народных сказок, сказов
самостоятельно применяет изобразительные умения и
изобразительные средства для передачи колорита изделий
уральских мастеров на основе материалов и техник
художественно-изобразительной
деятельности,
традиционных для Среднего Урала
Ребенок обладает
к четырем - пяти годам
установкой
проявляет интерес к игровому общению
положительного
выделяет конкретные действия и поступки взрослых, в
отношения к миру, к
которых проявляется их забота о других (о детях, животных,
разным видам труда,
членах семьи), а также поступки, в которых проявляется
другим людям и самому
доброе отношение детей к взрослым, к родителям, к
себе, обладает чувством
воспитателю
собственного
сохраняет преобладающее эмоционально-положительное
достоинства; активно
настроение, быстро преодолевает негативные состояния,
взаимодействует со
стремится к положительной оценке окружающих и
сверстниками и
повторению одобренных действий
взрослыми, участвует в
понимает и словесно выражает некоторые свои состояния,
совместных играх.
желания
Способен договариваться,
эмоционально откликается на красоту природы ближайшего
учитывать интересы и
окружения, проявляет сочувствие попавшим в беду,
чувства других,
обнаруживает стремление оказывать помощь
сопереживать неудачам и
с удовольствием включается в поисково-исследовательскую
радоваться успехам
деятельность познания природы ближайшего окружения как
других, адекватно
вместе со взрослым, так и самостоятельно, использует разные
проявляет свои чувства, в
поисковые действия
том числе чувство веры в
к шести – семи (восьми) годам
с удовольствием делится своими знаниями об основных

себя, старается разрешать
конфликты

способах обеспечения и укрепления доступными средствами
физического здоровья в природных, климатических условиях
конкретного места проживания, Среднего Урала
проявляет начала социальной активности: охотно участвует в
социально значимых событиях, переживает эмоции,
связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан,
стремится выразить позитивное отношение к пожилым
жителям, достижениям сельчан
положительно высказывается о представителях разных
этносов,
толерантно
относится
к
детям
других
национальностей
с удовольствием участвует в разных видах деятельности на
материале народной культуры, в том числе проектах, детском
книгоиздательстве и оформлении выставок по этнической
проблематике
ярко переживает эстетические чувства при восприятии
объектов родной природы, высказывает эстетические
суждения, эмоционально «заражает» сверстников
проявляет чувство восхищения результатами культурного
творчества представителей своей и других культур (музыка,
танцы, песни, литературные произведения, национальный
костюм, предметы декоративно-прикладного искусства и др.);
проявляет чувство гордости от осознания принадлежности к
носителям традиций и культуры своего края
Ребенок обладает
к четырем-пяти годам
развитым воображением, использует
некоторые
средства
выразительности
которое реализуется в
фольклорного и литературного языка: «говорящие» имена
разных видах
героев народных сказок, формулы начала и окончания сказки,
деятельности, и прежде
традиционные сказочные и отдельные поэтические эпитеты,
всего в игре; ребенок
простые сравнения из загадок и стихов
владеет разными
использует разные способы выражения своего отношения к
формами и видами игры,
литературному произведению, его героям в рассказе, рисунке,
различает условную и
аппликации, лепке, при пересказывании и чтении наизусть
реальную ситуации, умеет текста, в разных видах театрализованной деятельности
подчиняться разным
откликается на интересные декоративно-оформительские
правилам и социальным
решения (украшение группы, елки, одежда взрослых,
нормам
атрибуты игр), замечает новые красивые предметы в
пространстве комнаты, здания (дома)
к шести - семи (восьми) годам
проявляет элементы творчества в двигательной деятельности:
самостоятельно составляет простые варианты из освоенных
физических упражнений и игр, через движения передает
своеобразие конкретного образа, стремится к неповторимости, индивидуальности в своих движениях
способен придумывать композицию образно-пластического
этюда по заданному сюжету, внося в нее (импровизационно)
собственные детали и оригинальные «штрихи» воплощения
образа
способен придумывать композицию образно-пластического
этюда по заданному сюжету, внося в нее (импровизационно)
собственные детали и оригинальные «штрихи» воплощения

образа
владеет основами безопасного поведения: знает, как позвать
на помощь, обратиться за помощью к взрослому; знает свой
адрес, имена родителей, их контактную информацию; избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; различает
некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы,
проявляет осторожность при встрече с незнакомыми
животными; соблюдет правила дорожного движения;
поведения в транспорте
понимает значение укрепления здоровья и безопасного поведения
способен импровизировать и выбирать средства для
самовыражения, включаться в различные формы (в
хороводах,
играх,
календарно-обрядовых,
народных
праздниках) коллективного музыкального творчества,
связанного с жизнью уральского региона
способен ритмично и выразительно двигаться в русских
народных танцах, хороводах, проявляя творчество,
самостоятельность, может передать музыкально-игровой
образ, способен организовывать русские народные
музыкальные игры
Ребенок достаточно
к четырем – пяти годам
хорошо владеет устной
вступает в ролевой диалог
речью, может выражать
с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослысвои мысли и желания,
ми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на
может использовать речь вопросы, используя простые распространенные предложения
для выражения своих
совместно со взрослым охотно пересказывает потешки,
мыслей, чувств и
знакомые сказки, играет со звуками, рифмами, словом
желаний, построения
проявляет интерес к красоте и выразительности родного
речевого высказывания в языка, языка художественного произведения, поэтического
ситуации общения, может слова
выделять звуки в словах,
инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает
у ребенка складываются
встречные
предпосылки грамотности проявляет словотворчество, интерес к языку, различает
понятия «слово» и «звук»
к шести – семи (восьми) годам
понимает значение эмоциональной окраски слова, его
значения в процессе общения, а также то, как влияют
отрицательные эмоции, речевые высказывания на состояние
самого человека и других людей
владеет основными нормами регулирующих устную речь
употребляет образные слова, сравнения, эпитеты, точные
глаголы; наиболее подходящие по смыслу слов при
обозначении предметов, действий, качеств
понимает образные выражения в загадках, пословицах,
поговорках народов Урала
к шести - семи(восьми) годам
проявляет элементы творчества в двигательной деятельности:
самостоятельно составляет простые варианты из освоенных
физических упражнений и игр, через движения передает

своеобразие конкретного образа, стремится к неповторимости, индивидуальности в своих движениях
использует в самостоятельной деятельности, организует
совместно с детьми разнообразные по содержанию
подвижные игры народов Урала, способствующие развитию
психофизических качеств, координации движений
проявляет интерес к подвижным и спортивным, народным
играм традиционным для Урала
к шести - семи (восьми) годам
владеет основами безопасного поведения: знает, как позвать
на помощь, обратиться за помощью к взрослому; знает свой
адрес, имена родителей, их контактную информацию; избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; различает
некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы,
проявляет осторожность при встрече с незнакомыми
животными; соблюдет правила дорожного движения;
поведения в транспорте
понимает значение укрепления здоровья и безопасного поведения
Ребенок проявляет
к четырем – пяти годам
любознательность, задает имеет элементарные представления о том, что такое здоровый
вопросы взрослым и
человек, что помогает нам быть здоровыми
сверстникам,
с интересом изучает себя, наблюдает за своим здоровьем
интересуется причиннопроявляет стремление узнавать от взрослого некоторые
следственными связями,
сведения о своем организме, о функционировании отдельных
пытается самостоятельно органов
придумывать объяснения прислушивается к взрослому при объяснении причин
явлениям природы и
возникновения опасных ситуаций, подтверждает согласие,
поступкам людей;
понимание, проявляет стремление выполнять правила
склонен наблюдать,
безопасного поведения
экспериментировать.
отражает в подвижных играх различные образы, проявляет
Обладает начальными
интерес к обыгрыванию действий сказочных персонажей,
знаниями о себе, о
героев детских стихов, песен
природном и социальном проявляет элементарное творчество в двигательной
мире, в котором он живет; деятельности (видоизменяет физические и спортивные
знаком с произведениями упражнения, создает комбинации из знакомых упражнений,
детской литературы,
выразительно передает образы персонажей в народных
обладает элементарными подвижных играх)
представлениями из
проявляет интерес к животным и растениям ближайшего
области живой природы,
природного окружения
естествознания,
способен к целенаправленному наблюдению за объектами
математики, истории и
природного окружения
т.п.; ребенок способен к
различает некоторые предметы народных промыслов по
принятию собственных
материалам, содержанию, выделяет и поясняет их
решений, опираясь на
особенности
свои знания и умения в
к шести - семи (восьми) годам
различных видах
проявляет интерес к селу, краю в котором живет, знает некодеятельности
торые сведения о их достопримечательностях, событиях
сельской жизни;
проявляет познавательный интерес к своей семье,
социальным явлениям, к событиям настоящего и прошлого, к
жизни людей в родном крае и многообразию народов Урала.

Задает вопросы о прошлом и настоящем в жизни людей, об
истории села, края, о творчестве народных ремесленников,
создании предметов, техники, средств связи, рассуждает и
высказывает свое мнение
проявляет интерес к культуре своего народа, русской народной культуре, знакомству с культурами различных
этносов, населяющих наш край
проявляет
интерес
к
технико-технологической,
информационной среде, основных источниках, способах
поиска и передачи информации
интересуется изучением природного мира, высказывает
догадки, размышляет о причинах природных явлений,
организует
и
осуществляет
познавательноисследовательскую деятельность в соответствии с
собственными замыслами
увлечен познанием природы родного края, открытием ее
законов, интересуется познавательной литературой, ищет
ответы на вопросы, увлекается коллекционированием,
изобретениями, вовлекает сверстников в интересную
познавательную деятельность
ребенок проявляет позицию защитника природы родного края
проявляет интерес к произведениям поэтического и
музыкального
фольклора,
декоративно-прикладного
искусства Урала, художественных произведений уральских
авторов для детей
проявляет интерес к художественно-эстетической стороне
жизни человека на Урале в прошлом и настоящем
проявляет интерес к подвижным и спортивным, народным
играм традиционным для Урала
Целевые ориентиры ООП ДО выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования, предполагают формирование у детей
дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими
дошкольного образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».